
Известная российская художница Сандра Ковальски приняла участие в создании уникального гоночного автомобиля европейской серии V8 Oval Series (аналог НАСКАР) для пилота Евгения Соколовского, который в сентябре этого года выйдет на новой машине на старт отложенного из-за пандемии сезона.
Автомобили, и особенно автомобили гоночные, неоднократно становились в современной истории объектами искусства весьма известных художников. И это настолько же естественно, насколько и сам гоночный автомобиль является объектом другого искусства — инженерного, высшим воплощением мысли технического гения. Так почему же не выделить его еще больше, не придать созданию, уникальному внутри, еще и внешнюю неповторимость?
Стиль Art Cars как направление в искусстве и в гонках возник почти полвека тому назад, когда в 1975 году на старт знаменитого марафона в Ле-Мане вышел уникальный BMW 3.0 CSL Batmobile GT команды BMW Motorsport, которым управлял Эрве Пулен. Мало того что благодаря довольно экстремальному аэродинамическому обвесу машина была и впрямь похожа на автомобиль Бэтмена, она еще была и разрисована в уникальной манере американского художника и скульптора Александра Колдера.

Понятно, что автомобиль был застрахован на немалую сумму в миллион долларов — повредить такой экспонат означало бы испортить произведение искусства. Впрочем, экипаж был снят с соревнований задолго до финиша: объяснение было тривиально — по техническим причинам. Но злые языки утверждают, что машину сняли с участия после того, как она выполнила свою рекламную миссию — ведь все фотографы и телеканалы запечатлели ее для своих историй, а публика на трибунах и в паддоке была просто в экстазе.
Проект, идея которого принадлежала директору BMW Motorsport Йохену Неерпашу, оказался настолько успешным и плодотворным, что вслед за ним последовали и другие арт-кары, вплоть до BMW M1, оформленного Энди Уорхолом. Всего же было создано 18 таких автомобилей, многие из них принимали полноценное участие в самых знаменитых автосоревнованиях мира, в том числе «24 часа Ле-Мана» и «24 часа Дайтоны». Но еще ни один арт-кар никогда не выходил на старт гонки типа NASCAR. И очень скоро это произойдет впервые — как только начнется сезон V8 Oval Series.

V8 Oval Series — что это такое?
Это европейская гоночная серия, проходящая на полумильном овале в Нидерландах — автодроме под названием Raceway Venray. Официальный сайт поможет составить определенное представление о ней. В серии принимают участие автомобили класса ASCAR — аналогичные NASCAR, но родом из Англии. Это сток-кары марок Ford, Chevrolet, Toyota и Pontiac с двигателями V8, сражающиеся в чемпионате. В прошлые сезоны на старты гонок выходило свыше 20 участников, иногда вплоть до 30, и среди них и выступающий под российским флагом Евгений Соколовский.
Главная характеристика серии — наличие контактной борьбы, которая является весьма зрелищной составляющей гонок и исключительно привлекательной чертой для зрителей, заполняющих трибуны до отказа.

— Эти гонки абсолютно другие, очень эмоциональные, — говорит Евгений Соколовский. — Их невозможно сравнить с традиционным кольцом, это контактный вид спорта, специфичные машины с большой мощностью и легким весом, не имеющие никакой электроники. Здесь необходимо огромное внимание. Малейшая ошибка со стороны пилота ведет или к потере места, или к аварии. Борьба за каждую позицию, каждую секунду — невероятно сложная, очень тяжелая: почти все участники едут с разницей менее секунды с круга. Так что помимо мастерства здесь еще очень нужна и удача.
Евгений Соколовский
История Евгения Соколовского в гонках насчитывает много лет. Как и многие успешные спортсмены, он начинал свою карьеру с мотоспорта, принимая участие в различных соревнованиях вроде IDM, Yamaha R6 Cup и др. за команду Vector Racing Team. Затем Евгений познакомился с владельцем трассы Raceway Venray, который пригласил его на тесты V8 Oval Series. Получилось неплохо, а по итогам своего первого сезона в 2018 году Евгений стал вице-чемпионом в своем классе и принял решение выступать дальше.

В наступающем сезоне Евгений планировал помимо V8 Oval Series выйти на старты и серии Euro NASCAR, намерений своих не изменил, но из-за эпидемиологической ситуации в мире все гонки пока отложены на осень.
2019-й был не столь удачным, как предыдущий: на предпоследнем этапе пилот попал в серьезнейшую аварию и полностью уничтожил свой автомобиль, который восстанавливать на последний этап уже не имело смысла. Так появилась новая Toyota, привезенная из США и построенная компанией Fury Racecars. И как раз для нее было решено создать уникальный дизайн.
Сандра
Конечно, Сандра — главная героиня нашего рассказа. Живая, огненная, упрямая, она — исключительный и самобытный талант, который создал себя сам.
Сандра Ковальски начинала в качестве рекламного иллюстратора в одном из московских агентств, но затем, устав от монотонности происходящего, ушла в свободное плавание. К своему будущему она подошла как к правильному стартапу — со стратегическим планированием и отношением не как к творчеству, а как к коммерческому продукту.

— Я не только художник, но еще и предприниматель, — говорит Сандра. — На протяжении нескольких месяцев начала новой жизни я прописывала цели и искала свой личный художественный стиль, который сейчас можно охарактеризовать как эротический поп-арт. Мои близкие и друзья надо мной смеялись и убеждали, что с такой тематикой я не смогу нигде продаваться, но через месяц после запуска «проекта» я получила свой первый заказ, а еще через три месяца у меня взяли первое интервью, после чего предложили сделать выставку в клубе Icon.
С тех пор ситуация стала развиваться молниеносно. У Сандры появляется большое число заказчиков, в том числе и весьма известных, среди них есть и лондонский миллиардер, ее картины выкупают для своих коллекций крупные банки, а группа Mail.ru пригласила ее выступить на Фестивале креативных индустрий G8. С ней выходят интервью и программы в Playboy и на канале MTV. Но главным событием в творческой жизни на данный момент Сандра назвала приглашение принять участие в выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», проходившей в Манеже зимой 2020 года. Для нее она создала инсталляцию, предваряющую коллекцию работ великого художника.

Идея проекта
Одним из заказчиков Сандры примерно год назад стал и Евгений Соколовский, который является совладельцем автомобильного классического центра и музея Classic Remise Dusseldorf в Германии. Classic Remise Dusseldorf располагается в историческом помещении железнодорожного ремонтного депо, которое после реставрации превратилось в огромный культурный комплекс с музеем, мастерскими, реставрационными ателье, детейлингом, магазинчиками, рестораном и другими интересными местами. В коллекции музея на сегодняшний день находится около 300 классических автомобилей общей стоимостью свыше 300 млн евро, в хранилище имеются специальные стеклянные барокамеры, поддерживающие определенную температуру и влажность воздуха для особо ценных коллекционных машин.
Евгений рассказал, что увидел в интернете работы Сандры и решил заказать для музея серию из десяти ее работ.
— На автомобильной выставке в Бремене я обратил внимание на некоторые картины, задействованные в оформлении экспозиции, — рассказал Евгений, — и мне захотелось поработать с художником, чьи работы были бы полностью узнаваемы и которые бы сразу прочно вызывали ассоциации с нашим Classic Remise.

— Я очень люблю поп-арт, и у нас многое в музее оформлено в этом стиле, поэтому работы Сандры оказались прямо в точку — яркие и провокационные. И мы подумали — почему бы с ней не договориться? Это произошло очень легко, мы встретились в Германии, и у нас появилось обоюдное желание вместе работать и сделать несколько проектов.
Сандра прилетела в Германию, встретилась с Евгением и договорилась создать эксклюзивно для музея серию работ, рассказывающих про экспонаты. Каждая из картин должна будет отражать характер и суть автомобилей и, по словам Сандры, это интересная и сложная задача, ведь эстетика автомобилей — одна из тех историй, которые успели обрасти легендами и образами.
Но самое интересное, что параллельно с обсуждением картин и у Евгения, и у Сандры возникла мысль создать яркую, необычную и уникальную ливрею для гоночной Toyota V8, на которой Соколовский проедет сезон. Евгений уже давно увлекается арт-карами и даже собрал полную коллекцию всех моделей, выполненных в этом стиле. Так что появление новой Toyota V8 от Сандры Ковальски имеет под собой все основания.
— Нам одновременно пришла в голову мысль сделать специальную раскраску для его машины с обнаженными женщинами, которые произведут настоящий фурор. Сначала это просто была шутка, но она обрастала все большими подробностями и переросла стадию несерьезности, став отличным проектом! — говорит Сандра.
— Для меня было важно, чтобы это был не просто автомобиль, — поддерживает Сандру Евгений. — Не просто яркие наклейки, а чтобы сразу было понятно, что с машиной работал художник. Подобные яркие провокации будут заставлять людей машину фотографировать, говорить об этом и даже писать. А PR — это немаловажный вопрос в гонках. Как будут реагировать на это спонсоры — мы посмотрим. Возможно, кого-то это испугает. А кого-то, наоборот, притянет. Но пока что лично меня это и не беспокоит. Посмотрим, как это работает в автоспорте.
Оформление автомобиля Евгений полностью оставил на усмотрение Сандры.
Работа над оформлением
Поскольку серия V8 Oval Series весьма «контактная» и аварийная, было решено не расписывать машину от руки, а создать эскиз для последующей оклейки, ведь в этом случае при замене или ремонте деталей не нужно будет срочно вызывать художницу, а будет достаточно просто распечатать нужный сектор наклейки.
По возвращении в Москву Сандра сразу же села за создание проекта ливреи для гоночного автомобиля. Идея настолько ее воодушевила, что она за несколько дней придумала макет, создала его и отрисовала вчистую.
— Я очень люблю работать на заказ, но не так, как работают обычные художники, а так, чтобы каждая картина имела свою жизнь, точку воплощения. — рассказывает Сандра. — Это может быть сюжетная линия конкретного человека с его внутренними знаками или мое общение с ним. В случае с Евгением такой историей стала его игра с жизнью и смертью, ведь он каждый раз испытывает свою судьбу, участвуя в гонках.

— У меня были некоторые сложности с пониманием масштаба, т. к. я раньше никогда не работала с автомобилями. Моя техника подразумевает большие плоскости и большие форматы, а машина — это еще и определенный ракурс, так что технических моментов было достаточно.
Одной из осей, вокруг которых создавалась концепция работы, стал бортовой номер 48 на машине Евгения. Он рассказал, что для него это очень важная цифра, которая преследует его везде и появляется в особо важные моменты, когда он ищет ответы на жизненные вопросы. Но поскольку автогонки — это еще и работа с партнерами и спонсорами, то в макет необходимо было удачно вписать их логотипы и рекламу.
Макет создавался на компьютере, но не в векторе, как делают многие художники для упрощения процесса, а в растре, от руки. На подготовку всего материала ушло две недели, после чего Сандра отправила работу в Дюссельдорф.
— Я считаю, у Сандры есть настоящий дар, она делает вещи, которые сразу нравятся. И когда она прислала дизайн для машины, мы всей командой полностью поддержали его, — рассказал Евгений. — Все сказали, что это круто и красиво. На фотографиях тяжело передать, как машина выглядит на самом деле. Вживую это нечто потрясающее, и на треке она будет просто бомбой.
Воплощение. Наконец-то!
Предполагалось, что Евгений сразу оклеит машину, как только получит макет. Была даже идея презентации нового арт-кара, но судьба распорядилась иначе. Несколько аварий подряд, одна из которых оказалась очень тяжелой, а пилот даже оказался в больнице, сделали фактически невозможным в оговоренные сроки осуществить эту идею. Проект был отложен на тот момент, когда в Германию прибудет новый гоночный автомобиль под новый сезон, но вместе с автомобилем случилась и пандемия коронавируса.

— Я очень долго волновалась, сделает он все же машину по моему рисунку или нет, т. к. мне очень хотелось, чтобы она все же получилась и вышла на гоночный трек. — поделилась Сандра. — Очень важно осознавать, что твоя работа реализована, что люди ее увидят, и это принесет радость и им, и тебе самому. Но чем дольше я ждала, тем дальше это откладывалось.
— Этой зимой они оклеили для пробы одну из обычных, гражданских машин, и я очень расстроилась: на ней это выглядело не слишком хорошо с точки зрения печати на пленке. Почему-то в тот момент мне показалось, что у нас ничего не получится, и поставила крест на этом проекте.
— Но недавно меня ожидал большой сюрприз: Женя прислал мне фотографии уже готовой машины, и я увидела, что макет довели до ума, настроили правильную цветопередачу и использовали все нужные детали, на которые я обращала внимание. Итого от старта до завершения прошел почти год, и в тот момент, когда я подумала, что уже ничего не состоится, все сложилось.

— Этот проект был сделан на серьезном драйве, на большом эмоциональном подъеме. С моей точки зрения эта машина — это свершение истории, и я горжусь этим проектом. Я бы с огромным удовольствием полетела на первую гонку, даже если буду занята. Это полностью эксклюзивная работа, которая нигде не будет больше использоваться, разве что у меня в Инстаграме и на рекламных постерах. Конечно, мне бы в итоге хотелось, чтобы она оказалась у него в музее, но, если честно, я сомневаюсь, что это получится — ведь это боевая машина, которая участвует в гонках.
— Доволен ли я результатом? — говорит Евгений. — Очень! Я считаю, это просто шедевр. Если машина уцелеет до конца сезона, я думаю, мы ее поставим в музей. И это будет живое произведение искусства.
…
В планах художницы на данный момент находится много работ в различных направлениях, но, похоже, автоспорт и автомобили теперь прочно войдут в ее жизнь. Ну а как иначе? Гонки — это навсегда 😊
Автор: Мария Мельникова