Трагедия в Спа
Наверное, самое ужасное — начинать обзоры с таких событий. В субботу страшная авария во время первой гонки Formula 2 в Спа унесла жизнь 22-летнего французского пилота Антуана Юбера.
Авария произошла на втором круге в связке поворотов «О’Руж — Радийон», которая переходит в прямую Кеммел. Судя по трансляции гонки, началось все с того, что Джулиано Алези вылетел там с трассы, не справившись с управлением. Что произошло дальше, можно пока только догадываться. Следовавший за Алези Ральф Бошунг относительно благополучно проскочил это опасное место и неуправляемый автомобиль Алези, лишь проколов колесо, а вот ехавший следующим Антуан Юбер, скорее всего, сделать этого не смог: видно, как на прямой Кеммел он улетает во внутренние ограждения. Его ярко-розовая Dallara от удара останавливается, после чего на выходе из слепого поворота на скорости 270 км/ч в нее врезается Хуан Мануэль Корреа. Столкновение было такой силы, что кокпит автомобиля Юбера, самую прочную часть машины, разорвало на две части. Автомобиль Корреа перевернулся и лег на трассу вверх колесами. Гонка была остановлена и не возобновлена, Юбера и Корреа на вертолетах отвезли в госпиталь. Но через полтора часа было объявлено, что Антуан Юбер скончался.
Хуан Мануэль Корреа находится в тяжелом, но стабильном состоянии в госпитале в городе Льеж. По официальным сообщениям, у него переломы обеих ног и травма позвоночника. В субботу ему сделали операцию. Джулиано Алези не пострадал и был отпущен из госпиталя после осмотра. Еще одним участником этого трагического инцидента стал Марино Сато, но он тоже отделался легким испугом.
Антуан Юбер был главной надеждой французского автоспорта. В прошлом году он стал чемпионом серии GP3, на последнем этапе обыграв Никиту Мазепина в борьбе за титул. В этом году он перешел в Формулу 2, получив поддержку Renault, выступал за команду Arden и выиграл две гонки.
Воскресная гонка Формулы 2 также отменена.
«Все мы любим связку поворотов «Красная вода» в Спа и всегда с нетерпением ждем этой гонки в календаре! Все формульные машины проходят достаточно легко полным газом этот поворот на скорости 280–300 км/ч и выше. Но когда ты подъезжаешь к апексу этого поворота, то ты не можешь увидеть, что происходит там на вершине, на горе. И когда машина врезается в стену, глохнет, остается на середине трассы, то ты просто вылетаешь на этой скорости в 300 км/ч и у тебя нет возможности среагировать или каким-то образом избежать столкновения. Трассы становятся с каждым годом все шире, безопаснее, что очень хорошо. И я считаю, что к этому нужно стремиться. Но поворот «Красная вода» уже принял на себя много аварий со смертельным исходом. Может, пора задуматься о том, чтобы сделать что-то с этим поворотом! Я безумно люблю Спа, также люблю этот поворот и все другие. Но в такие моменты, когда случается такое горе, начинаешь задумываться о жизни всех молодых пилотов, которые принимают участие в гонках. Нужно подумать, что мы можем сделать, чтобы обезопасить и улучшить этот поворот!» — написал у себя в соцсетях пилот программы SMP Racing Виталий Петров.
По этическим соображениям и из уважения к погибшему пилоту я не публикую фото и видео аварии.
Очень грустно, но за прошедшую неделю это уже вторая смерть в автоспорте. 27 августа во время попытки установления нового рекорда скорости погибла американская гонщица и телеведущая Джесси Комбс. На сухом озере в штате Орегон она достигла 996 км/ч, но закончилось все автокатастрофой. Джесси было 39 лет.
После каникул
Летние каникулы не прошли ни для кого даром. Мы уже писали о главном трансфере этого месяца, когда Пьера Гасли заменили на Алекса Элбона, но, конечно, этим дело не закончилось.
Валттери Боттаса подтвердили еще на один сезон в Mercedes, а Серхио Переса — на целых три (!) в Racing Point.
Также стало известно, что Эстебан Окон займет место Нико Хюлькенберга в Renault, команда сообщила, что «с ним подписан контракт на несколько лет». А необходимость замены Нико на Эстебана была объяснена необходимостью перезагрузки.
Вот что сказал по этому поводу Сирил Абитбуль: «Мы очень рады, что следующие два года будем работать вместе с Эстебаном. За свою карьеру в Формуле 1 он видел и успехи, и падения, поэтому прекрасно понимает необходимость пользоваться любым шансом. Мы возлагаем серьезные надежды на природный талант Эстебана, его энергию и жажду борьбы, которые только усилились за год отсутствия гоночной практики. Они помогут нам на очередном этапе развития команды».
Что же ожидает Хюлькенберга? Пока этот вопрос остается открытым. Перед ним маячит место в команде Haas, но отдаст ли Гюнтер Штайнер предпочтение ему или решит сохранить Ромэна Грожана — станет известно в течение ближайших недель. Также под вопросом остается контракт Антонио Джовинацци с Alfa Romeo, который истекает в конце этого года. В Спа Джовинацци показывал отличную гонку, но закончилась она для него, к сожалению, в барьерах безопасности. Ни очков, ни финиша.
Что касается Williams, то здесь все пока под вопросом. Судьбу Джорджа Рассела решает Mercedes, что касается Роберта Кубицы, мы уже писали о том, что его шансы продолжить выступления очень невысоки. Все ждут прихода в команду Николаса Латифи.
Еще одним из сюрпризов стало утверждение календаря с 22 гонками. Как известно, Германия из календаря выпала, но все остальные страны сохранились. Испания, Мексика, Австралия — все переподписали контракты. Пока только контракт не заключен с Монцей, но в календаре Гран-при Италии тем не менее присутствует. Однако прибавилось целых два этапа — во Вьетнаме и Голландии.
Первая победа Ferrari, первая победа Леклера
Трасса в Спа, пожалуй, самая сложная в календаре и однозначно самая длинная, около 7 км, поэтому и протяженность гонки составляет 44 круга. Этот факт окажется достаточно существенным для стратегии команд в отношении проведения пит-стопов и смены шин.
Важно было также и то, что высокая в пятницу и субботу температура в воскресенье упала сразу почти на 10 градусов. Была также высокая вероятность дождя, но он так и не пошел.
Pirelli привезли сюда самые жесткие комплекты резины: С1, С2 и С3. Но из-за климатических особенностей этого уикенда комплекты хард практически не использовались, по крайней мере в гонке ни один из пилотов не отдал им предпочтения.
Все три сессии свободных заездов возглавили пилоты Ferrari. Mercedes традиционно не афишировали свою скорость, но явно были огорчены отставанием в полсекунды и более — и это все несмотря на то, что они привезли в Бельгию новые моторы. Новые силовые установки привезли в Спа и в Renault, и в третьей практике Даниэль Риккардо продемонстрировал четвертое время.
Всего же силовые установки были заменены на восьми автомобилях, которые получили штрафы на стартовой решетке. Однако, не все пилоты их использовали. Некоторые выезжали на старых моторах, чтобы новые без штрафа уже поставить в Монце.
Но во время практик случались и инциденты — задымление на автомобиле Переса, слетевший боковой кожух на машине Лэнса Стролла, обнаживший на камеры новый мотор Mercedes и авария Льюиса Хэмилтона в третьей сессии в субботу в 12-м повороте, в результате чего заезды были остановлены красными флагами.
Ну а в первом сегменте квалификации взорвался мотор у Роберта Кубицы. Еще один отказ по двигателю в квалификации произошел у Антонио Джовинацци. Но на заводских машинах Ferrari и Mercedes с силовыми установками проблем не было: Скудерия заняла полностью весь первый ряд, а поул-позицию уже в третий раз за этот год выиграл Шарль Леклер. Макс Ферстаппен оба дня — пятницу и субботу — жаловался на машину и в итоге квалифицировался только пятым. Шестое время показал Даниэль Риккардо, но из-за штрафа в пять мест за замену силовой установки он отправился на десятую позицию, освободив место Кими Райкконену.
Райкконен занял место в кокпите несмотря на полученную во время каникул травму ноги и вызванного в Бельгию Маркуса Эрикссона. Но для него эта гонка закончилась неудачно, как и для всей команды Alfa Romeo в целом. Уже в первом повороте чрезвычайно оптимистично заложивший траекторию Райкконен столкнулся с Максом Ферстаппеном, подлетел, отправился в зону безопасности, вернулся на трассу, затем еще раз догнал Макса в О’Руж и на этот раз окончательно выбил ему переднее левое колесо, отправив в заградительные барьеры. В итоге Кими испортил гонку ему и себе, дважды подряд после этих инцидентов заезжал на пит-стоп и в итоге финишировал лишь на 16-м месте.
«После столкновения, — сказал в интервью Райкконен, — было уже бесполезно дальше сражаться за позиции. Мы остались на трассе на всякий случай — вдруг что-то произойдет. Но повреждения днища были настолько серьезные, что шансов не было. Жаль, машина была очень хорошая, но что поделать?»
«Я думаю, Кими меня не ожидал там увидеть, так что он просто ехал по своей траектории, и мы столкнулись, — прокомментировал Ферстаппен. — У меня был неудачный старт в гонке, и мы пока не понимаем, с чем это было связано».
Что же касается Антонио Джовинацци, то он проводил отличную гонку, претендуя на очки, и у него была неожиданная тактика по резине, сослужившая ему отличную службу: свой единственный пит-стоп с медиума на софт он провел на 29-м круге, получив свежий быстрый комплект, позволивший ему атаковать. Но он перестарался и на последнем круге допустил ошибку, вылетел в 11-м повороте и так и не увидел финишного флага. В итоге Alfa Romeo вновь опустились на одну строчку в Кубке конструкторов, которую отыграли перед этим в Венгрии: теперь они снова восьмые.
Не менее драматичным стал Гран-при Бельгии и для Mclaren. Началось все на старте, когда Карлос Сайнс не смог сразу стартовать и оказался в хвосте пелотона. После первого круга он заехал в боксы, вернулся на трассу, но очень быстро был вынужден окончательно сойти. Ландо Норрис стартовал 11-м, провел блестящую гонку, уже на старте отыграл шесть позиций и к финишу Гран-при уверенно сохранял пятое место вслед за Себастьяном Феттелем. Но на последнем круге незадолго до финиша был вынужден остановиться на обочине из-за проблем с двигателем. Тем не менее именно он получил пилота дня, обыграв Шарля Леклера на 0,2 процента.
Еще одна командная неудача — это Haas. Кажется, все уже привыкли, что им не везет, но в Бельгии они явно могли рассчитывать на что-то лучшее, ведь Магнуссен стартовал с восьмой, а Грожан — с девятой позиций. Более того, они и на старте сумели отыграть несколько мест: Грожан поднялся на шестую строчку, а Магнуссен на седьмую. Но гонка для них прошла не так хорошо, Магнуссен потерял много позиций, которые затем, после пит-стопа, пришлось наверстывать. В итоге финиш на 12-м и 13-м местах и ноль очков в зачет Кубка конструкторов и личный.
Итак, три команды, для которых Гран-при Бельгии закончился кошмаром, и еще одна команда-аутсайдер. Кому же эта гонка принесла удачу? Удивительно, но после долгой череды злоключений, удача улыбнулась Racing Point. Серхио Перес финишировал на шестом месте, сумев грамотно распорядиться резиной и проведя за гонку всего лишь один пит-стоп, в отличие от Лэнса Стролла. Тем не менее и Стролл после двух пит-стопов сумел приехать в очках, вернее, всего в одном. В итоге Серхио Перес благодаря столь высокому финишу сумел разом преодолеть несколько строк в личном зачете и стать сразу 13-м вместо 16-го, ну а Строллу это не помогло, Нико Хюлькенберг легко обошел его после финиша на восьмом месте.
Однако восьмой результат Хюлькенберга не помог упрочить положение Renault: финиш Риккардо вне очковой зоны и двойной успех пилотов Toro Rosso только увеличили отставание французской команды от «телят» вдвое: восемь очков вместо четырех.
Очень хочется похвалить Даниила Квята: отличный старт с 19-го места и моментальный прорыв на 11-е сыграли важную роль в его высоком результате на седьмом месте, его гонка была полна борьбы и обгонов, он не совершил ни единой ошибки, и как следствие вновь занял восьмое место в личном зачете, поменявшись местами с Кими Райкконеном. Что еще важно — после старта с последнего места он не просто сумел отыграть очень много позиций, но и также обойти Пьера Гасли и финишировать выше его в турнирной таблице. Что касается Алекса Элбона, он занял пятое место. Не слишком высокий результат для Red Bull, но с учетом схода Макса Ферстаппена — вполне достойно. К тому же Элбон сразу же «подпрыгнул» с 15-го места в личном зачете на десятое благодаря своему финишу в Топ-5. Теперь за рулем более технически совершенного Red Bull у него есть все шансы набирать очки в каждой гонке и подняться на высокое место по сравнению со своим бывшим напарником.
Основное сражение развернулось традиционно между Mercedes и Ferrari. Но там было несколько моментов, на которых хотелось бы остановиться подробнее.
Старые грабли Mercedes
С самого начала было понятно, что преимущество на стороне красных. По всем данным выходило, что Mercedes проигрывает на первом и третьем секторах, а отыгрывается только на втором, где важную роль играет прижимная сила. Уже на старте Хэмилтон предпринимает удачную попытку обгона Себастьяна Феттеля, в итоге тот ошибается и вынужден широко выходить в зону безопасности уже в первом повороте. Однако почти сразу за счет мощности двигателя возвращает себе позицию. Статус-кво сохраняется до 15-го круга: Леклер и Феттель обмениваются быстрыми кругами, Хэмилтон и Боттас едут позади них в 1-2 секундах. Но затем то ли Ferrari попадаются на старые грабли Mercedes, когда те традиционно имитируют ожидание пит-стопа, то ли решают всех перехитрить, совершив так называемый «андеркат» по пит-стопу, но факт в том, что на 15-м круге Себастьян Феттель заезжает в боксы на смену комплекта резины софт на медиум. Так или иначе, но еще одним поводом для этого стали явно оквадраченные шины Феттеля еще в самом начале гонки, когда в борьбе с Хэмилтоном он дважды тормозил «в дым».
Глядя на рекомендуемую Pirelli стратегию (которая, кстати, далеко не всегда себя оправдывает), начинаешь думать, что у Феттеля изначально была запланирована гонка с двумя пит-стопами, уж слишком рано Ferrari совершили первый. Но затем радиопереговоры Себа с командой убеждают, что никто и не предполагал, что в боксы придется заезжать второй раз, а значит, это была очередная ошибка стратегов, не сумевших просчитать работоспособность шин.
И поэтому поздний пит-стоп Леклера оказался не очередной «подставой», как думали сначала, а очень даже верным решением, принесшим в итоге монегаску первую в его карьере победу в Формуле-1.
Леклер заезжает на пит-стоп через шесть кругов после Феттеля, но, учитывая протяженность трассы, эти шесть кругов составляют на самом деле 42 километра, что для состояния шин огромная разница. И Феттель оказывается вынужден признать это, чтобы на 33-м круге заехать в боксы за очередным комплектом софт. Но перед этим происходит еще одно очень незначительное, на первый взгляд, и очень важное по своей сути событие.
После своего пит-стопа на 21-м круге Леклер возвращается в пяти секундах позади Себастьяна, но очень быстро сокращает отставание, оказавшись через пять кругов в непосредственной близости от немецкого пилота. Теперь очевидно, что Феттель сдерживает Шарля, и с точки зрения командной тактики это очень и очень опасно, так как Хэмилтон благодаря этой заминке может скоро оказаться в зоне атаки.
Больше всего Ferrari опасались, что растеряют все свое преимущество и потеряют очередную возможность на победу, так что они просят Себастьяна пропустить вперед Леклера. Феттель реагирует неожиданно спокойно и на 27-м круге просто пододвигается в сторону, пропуская своего напарника. «Я понял, что не выиграю гонку, и решил поработать на команду» — сказал потом Феттель. Вышедший в лидеры Леклер очень быстро отрывается от остального пелотона, что же касается Феттеля, то последовавший второй пит-стоп отбрасывает его на четвертое место, освободив пространство двум Mercedes. Кажется, что на последних кругах у Себа будет возможность атаковать на более свежем комплекте — но нет, он так и остается четвертым.
Хэмилтон очень старался. На каждом круге он отыгрывал у Леклера на аналогичной резине от 0,5 до 1 секунды. К последнему кругу он уже буквально прессовал Шарля. Но это был не его день. К тому же желтые флаги на последнем круге после аварии Джовинацци и схода Норриса также не сыграли ему на руку. Однако можно сказать, что Mercedes сделали все, что могли, а второе место Хэмилтона только еще больше упрочило его положение в чемпионате, увеличив его отрыв от Валттери Боттаса до 65 очков. Да, кстати, а что Боттас? Про него вспомнили лишь дважды: первый раз в начале гонки, когда он пытался обойти своего напарника слипстримом, и второй раз, когда ему по радио сообщили, что Льюис может испортить шины в борьбе с Леклером. Видимо, контракт на следующий год творит чудеса…
Результаты в Спа и сход Ферстаппена помогли Боттасу немного обезопасить себя от атак голландского пилота, а Феттелю — сократить отставание от Макса. Но теперь и Леклер буквально висит у Себастьяна на заднем бампере: всего 12 очков отставания, впереди еще восемь гонок и жадный до побед и подиумов монегаск. И если судьба титула на данный момент выглядит решенной, то вот второе и третье места находятся под очень большим вопросом. И очень хочется увидеть на них молодых пилотов.
Результаты Гран при Бельгии 2019 года:
Автор: Мария Мельникова