Гран-при Японии принес ожидаемую победу команде Mercedes в Кубке конструкторов, однако после финиша оставил, пожалуй, больше вопросов, нежели ответов. Похоже, что тайфун Хагибис не только принес жертвы и разрушения самой Японии, но и перемешал многое в Формуле 1.
Ураган ожидался такой силы, что все субботние мероприятия на трассе Сузука, включая гонки поддержки, отменили, а квалификацию Формулы 1 перенесли на 10 утра воскресенья. Была даже возможность того, что квалификация и вовсе может не состояться, если шлейф урагана к этому моменту не ослабнет до допустимых норм, но Хагибис обошел Сузуку стороной и всей своей силой ударил по Токио и близлежащим населенным пунктам, не только нанеся разрушения, но и собрав свои жертвы. Одним из вариантов на случай отмены квалификации было использовать для стартовой решетки результаты второй практики, так что большинство пилотов в пятницу старались показать лучшее время. Два лучших результата показали Mercedes, и Валттери Боттас возглавил таблицу с отрывом в 0,1 секунды от Льюиса Хэмилтона. Третьим стал Макс Ферстаппен, а вот Леклер и Феттель замкнули Топ-5.
Однако квалификация все же состоялась и принесла совсем другие результаты: первую строчку на стартовом поле заняли две Ferrari, Себастьян Феттель почти на две десятые опередил своего напарника, а разрыв с обоими Mercedes (между ними разница составила 0,009 секунды) оказался и того больше — чего совсем не ожидали в боксах «Серебряных Стрел».
У Red Bull ситуация оказалась еще хуже: они потеряли уже по полсекунды относительно Валттери Боттаса и Льюиса Хэмилтона. Но самое интересное, что оба Red Bull показали совершенно одинаковое время — до тысячной секунды: 1:27,851 и у Ферстаппена, и у Элбона. Но на гриде Макс опередил Алекса благодаря тому, что первым сумел зафиксировать такой результат.
Квалификация прошла не гладко. Уже через две минуты после старта первая сессия была остановлена красными флагами: Роберт Кубица сильно разбил свой Williams в последнем повороте, потеряв машину после выезда на траву, и до последней минуты перед стартом гонки его участие в принципе находилось под вопросом. Однако механики команды, можно сказать, совершили невозможное, собрав машину для поляка вокруг нового шасси менее чем за три часа. И это при том, что совсем недавно стала известна причина вывода Кубицы из гонки в Сочи после аварии Рассела. Как рассказали сами гонщики, вся проблема — в отсутствии запасных частей и агрегатов в команде, и руководство побоялось, что еще одна авария лишит их возможности участвовать в Гран-при Японии. В итоге Кубица стартовал с питлейна — но все же стартовал и сумел благополучно завершить гонку, хоть и на последнем месте.
Еще одна авария в первой же сессии квалификации произошла у Кевина Магнуссена — но он, что называется, обошелся малой кровью: сломанным задним крылом, что позволило ему самостоятельно вернуться в боксы. По его словам, авария была вызвана сильным порывом ветра.
Очень неудачно прошла квалификация для команды Renault. Сначала, по слухам, проблемы с подвеской возникли на быстром круге в первом сегменте у Даниэля Риккардо, из-за чего он не смог пройти дальше, а затем уже во втором сегменте технические проблемы поджидали и Нико Хюлькенберга: из-за поломки гидравлической системы у него заклинило передачу и он вернулся в боксы.
Для Даниила Квята квалификация также закончилась вместе с первым сегментом: уже десятую гонку подряд он не может пройти дальше. А вот Пьер Гасли, занявший девятую строчку, похоже, сумел собраться после «увольнения» и выдать отличный результат: девятый.
С самого начала все пошло не так
Итак, старт гонки. Две Ferrari на первом ряду — и, кажется, в этот раз ничто не должно им помешать взять на финише победный дубль, как это уже случилось в Сингапуре. Но это — в идеальных условиях и без учета человеческого фактора. А человеческий фактор опять приключился именно с пилотами Ferrari.
В трансляции видно, как за доли секунды до того, как погасли стартовые огни, дернулась машина Себастьяна Феттеля. В последующем интервью он признался, что это была его ошибка, т. к. светофор слишком долго не гас (напомним, что теперь светофор на старте выключается с разным интервалом от гонки к гонке, чтобы увеличить фактор неожиданности). Феттелю очень повезло, что датчик фальстарта на его автомобиле не успел сработать, т. к. интервал оказался меньше заложенного — иначе бы его оштрафовали, как Кими Райкконена на Гран-при России.
Штраф не был бы фатальным в целом, т. к. он бы принес лишь два штрафных балла к лицензии, и до 19 октября у немецкого пилота их стало бы 11, а не 12, что влечет за собой дисквалификацию на одну гонку. Но для результата в Японии (за такое положен проезд через питлейн) это могло бы оказаться существенным.
Однако во многом именно эта помарка немца на старте дала возможность Валттери Боттасу, великолепно стартовавшему в гонке, опередить его и сразу же вырваться в лидеры. Это был отличный подарок на день рождения Эмилии Боттас, который отмечали накануне в субботу. Для Льюиса Хэмилтона начало гонки оказалось неудачным: он проиграл Максу Ферстаппену и на какие-то секунды вообще оказался пятым, уступив и Карлосу Сайнсу; с испанцем у них даже происходит небольшой контакт, но без серьезных последствий. А причиной тому стало столкновение Леклера и Ферстаппена, которое произошло прямо перед ним.
Уже во втором повороте первого круга разгорается очередной в этом сезоне конфликт между Ферстаппеном и Леклером, когда ни один из пилотов не собирается уступать друг другу. Пожалуй, именно этот контакт и стал определяющим во всей гонке и оказал влияние на весь последующий ход событий.
На несколько сантиметров от трагедии
Итак, что же произошло? Уже в начале Леклер откатывается на третью позицию — из-за отличного прорыва Боттаса и собственного довольно вялого старта. Сзади на него наседает Макс Ферстаппен, который сумел обойти Хэмилтона, и ко второму повороту догоняет и атакует Леклера, впрочем, вежливо оставляя ему достаточно места для маневра. Монегаск ожидаемо сопротивляется, но теряет передней частью сцепление с асфальтом, его сносит в сторону Ферстаппена и он выбивает голландца с трассы. Оба возвращаются в гонку, но у обоих повреждены машины, и если Ферстаппен мучается 15 кругов и в итоге сходит, то Леклер продолжает заезд. При этом его машина существенно повреждена с левой стороны: часть переднего крыла почти оторвана, сломано и крепление зеркала. По радио Шарлю говорят вернуться в боксы, но он просит позволения остаться на трассе, т. к. автомобиль адекватно управляется: «Я знаю, что машина выглядит плохо, но чувствует себя вполне нормально».
Леклер продолжает оставаться на трассе до четвертого круга, когда его все же зазывают на пит-стоп. За это время едва держащийся обломок его переднего крыла все же отлетает от машины и прямиком попадает в правое зеркало следующего довольно близко Mercedes Льюиса Хэмилтона, снеся его в один момент, что было видно в трансляции и можно разглядеть на фото ниже — буквально в нескольких сантиметрах от головы пилота. И только после этого Ferrari настаивают на его визите на питлейн.
Здесь происходит еще один любопытный и довольно показательный момент. Почти сразу после инцидента появляется сообщение от дирекции гонки о том, что его участники оставлены без наказания, что крайне возмутило Макса Ферстаппена. Но через некоторое время это решение было фактически аннулировано и теперь уже судьи объявили, что произошедшее вновь находится под расследованием. Очевидно, что запись происходившего на первых кругах была внимательно пересмотрена.
В итоге Шарль Леклер получает двойное наказание: пять секунд за то, что стал причиной вылета Ферстаппена, и еще десять секунд за то, что продолжал управлять автомобилем в небезопасных условиях. Команда также оштрафована на 25 000 евро — с формулировкой «за то, что позволили Леклеру оставаться на трассе, в то время как сообщили директору гонки противоположное».
Первый штраф — 100% заслужен и его даже нет смысла обсуждать. Второй штраф присужден, скорее, для создания прецедента. По большому счету Леклер сделал то, что на его месте сделал бы любой молодой пилот: если машина управляется, то нет причин не ехать. Как он впоследствии объяснил, он вообще не представлял масштаб проблемы, т. к. из кокпита ничего не видно. А сломанное зеркало, которое он заметил, он специально придерживал рукой, чтобы оно ни в кого не отлетело — на скорости в 300 км/ч в сложнейшем повороте под названием 130R.
О том, чтобы Шарль немедленно заехал на пит-стоп, должна была позаботиться команда — та самая, у которой пилот уже однажды был в похожей ситуации на волосок от гибели: я говорю про Фелипе Массу и прилетевшую ему в шлем пружину от автомобиля Баррикелло на Гран-при Венгрии.
Хэмилтон стал не единственным пострадавшим от столкновения Леклера и Ферстаппена и дальнейшего бездействия Ferrari: Ландо Норрис также был вынужден заехать в боксы на седьмом круге, так как его передние тормоза в прямом смысле загорелись из-за попавшего в них обломка. А ведь он шел пятым.
Так или иначе, все закончилось благополучно, но вот ирония судьбы: на 47-м круге Шарля Леклера зазывают на третий пит-стоп для свежего комплекта резины. Перед этим его отрыв от Пьера Гасли составляет более 23 секунд. Еще в секунде от Гасли — Даниэль Риккардо. Так что, не будь третьего пит-стопа, 15-секундный штраф, скорее всего, никак бы не повлиял на финишную позицию Леклера. Но это с одной стороны. А с другой — если бы судьи хотели его ощутимо наказать, они нашли бы способ это сделать.
После решения судей Шарль Леклер отодвинулся на седьмое место в гонке, но продолжает занимать третье место в личном зачете в девяти очках от преследующих его Макса Ферстаппена и Себастьяна Феттеля с равными баллами (по 212).
Однако! И тут снова внимание! Шарлю Леклеру могут вернуть шестое место в гонке! И произойти это может в случае, если иск команды Sport Pesa Racing Point против Renault будет удовлетворен.
Racing Point обвиняют Renault
После финиша Гран-при Японии Pacing Point подали 12-страничный иск против французской команды, обвиняя их в том, что они используют предустановленную систему корректировки тормозного баланса, которая положительно влияет на сцепление шин с покрытием как на разгоне, так и в торможении.
Рассматривать этот протест стюарды будут позже — из-за его сложности, что даст возможность Renault подготовить защитные документы. По результатам рассмотрения и будет принято дальнейшее решение. В случае удовлетворения протеста результаты Renault могут быть исключены из итогового протокола.
Команда Racing Point на данный момент занимает седьмое место в Кубке конструкторов. От Toro Rosso их отделяет всего пять очков, а вот отставание от Renault после Гран-при Японии увеличилось с 16 до 23 благодаря результатам Даниэля Риккардо и Нико Хюлькенберга, финишировавших на шестом и десятом местах соответственно. Скорее всего именно этим и можно объяснить тот факт, что протест был подан именно после гонки — ведь квалификация для французской команды прошла крайне неудачно, и предположить столь высокие позиции на финише было крайне сложно.
Понятно, что борьба в данном случае идет за призовые, которые начисляются в Формуле 1 по итогам сезона. И хотя по сравнению с общими затратами на сезон деньги не такие уж и значительные, речь все равно идет о нескольких миллионах долларов.
Тем не менее, по словам Уилла Бакстона, «сложность и серьезность предполагаемого нарушения Renault сложно недооценить. Смысл в том, что если описываемая система в действительности работает так, как заявлено, и установлена уже некоторое время назад, то это ставит под угрозу не только их результаты в Японии».
Что касается Racing Point, на этом Гран-при они еще раз становились предметом для разговоров — помимо иска. На финальном 53-м круге Серхио Перес после контакта с Пьером Гасли вылетел с трассы и разбил машину. Однако мексиканцу крупно повезло: из-за отказа электронной системы клетчатого флага финиш засчитали по 52-му кругу, а не 53-му, несмотря на то, что отмашку обычным флагом судья на финише дал как раз вовремя.
Если вы помните, приоритет электронного флага был официально зафиксирован в регламенте Формулы 1 после того, как на Гран-при Канады в 2018 году модель Винни Харлоу, удостоенная чести махнуть клетчатым флагом, ошиблась и сделала это на круг раньше реального финиша. В тот раз благодаря этому взмаху Серхио Перес лишился своей позиции, т. к. обогнал Кевина Магнуссена на последнем круге, и его результат не засчитали. Сейчас электронный разум буквально вернул ему долг: и Перес, и Racing Point сохранили свои два очка за девятое место.
Несколько слов про шины и стратегию Mercedes
На Гран-при Японии Пирелли привезли самые жесткие составы резины: С1, С2 и С3. И если Топ-10 пилотов во втором сегменте предпочли комплекты софт для лучшего времени круга и стартовали на них же, то, например, Williams вообще предпочли обойтись в гонке только хардом и медиумом, а Alfa Romeo переобулись на софт лишь на последнем, очень коротком отрезке.
Наверняка многие зрители трансляции Гран-при Японии обратили внимание на новую графику, предложенную Формулой 1: теперь на специальной картинке, появляющейся в правом нижнем углу, можно следить за износом шин на выбранных автомобилях. И если верить этой графике, то можно узнать кое-что любопытное относительно происходящего на трассе.
Честно говоря, одним из самых загадочных событий стало решение Mercedes по второму пит-стопу Хэмилтона. На включении командного радио переговоров с Боттасом на 17-м круге отчетливо прозвучала фраза: «Ты на двух пит-стопах, а Льюис — на одном». Это прекрасно объясняло ту стратегию, которая в этот момент была продемонстрирована: после раннего пит-стопа Феттеля Валттери тут же зазывают в боксы, а Льюиса оставляют на трассе еще на несколько кругов.
Но если Себастьян получает второй подряд комплект софт (почти в соответствие с предложенной Pirelli шинной тактикой), то Боттаса переобувают в медиум, и он успевает вернуться на трассу перед немцем, сохранив свое лидерство.
За следующие 25 кругов на свежайшем комплекте самой мягкой резины Себастьяну не удается опередить Боттаса, и он вновь отправляется на пит-стоп — на этот раз за медиумом. Валттери еще пять кругов остается на трассе, затем тоже переобувается — на использованный комплект софт. Этот пит-стоп открывает ворота Льюису Хэмилтону, который становится лидером и довольно неплохо справляется с этой задачей, несмотря на то, что его комплект медиум уже прошел 15 кругов.
Дальше любопытно: мы слышим командное радио Боттаса, где он интересуется, точно ли Хэмилтон на двух пит-стопах, и его уверяют —да, можно не волноваться. Шинная инфографика в этот момент демонстрирует, что Хэмилтон за десять кругов до финиша вполне контролирует свою резину (порядка 30% износа), при этом его отрыв от Боттаса составляет чуть менее девяти секунд, и еще столько же — между финном и Феттелем. Дальше — буквально пропасть (37 секунд) до Алекса Элбона. Т. е. на такой малообгонной трассе, как Сузука для Mercedes победный дубль при таком раскладе был фактически гарантирован.
Даже если бы Боттас атаковал и обогнал Льюиса через, скажем, семь-восемь кругов (что маловероятно) или Льюиса попросили бы пропустить напарника (что не слишком реально, но не исключено), то обойти англичанина Феттелю было бы уже практически невозможно — это доказывают и неудавшиеся атаки Хэмилтона на Феттеля после пит-стопа. Но и в случае этого обгона Хэмилтон все равно финишировал бы 1000% третьим.
И все же Mercedes отправили его на пит-стоп, заранее «слив» результат. Что характерно — Хэмилтон, который во время Гран-при по радио спрашивал, «что мне нужно сделать, чтобы выиграть гонку», послушно отправился в боксы. И несмотря на явную стратегическую ошибку Mercedes, мы видим, что с дисциплиной в команде все в порядке. Пилоты выполняют те распоряжения, которые получают с мостика. Именно так и становятся чемпионами.
Инфографика состояния шин у Льюиса Хэмилтона. Слева — перед вторым пит-стопом на комплекте медиум, прошедшем 20 кругов. Справа — за пять кругов до финиша на комплекте софт, прошедшем десять кругов, после преследования Феттеля.
Так или иначе, Льюис на свежем комплекте хоть и не смог обогнать Себастьяна Феттеля, но сумел не просто показать лучший круг в гонке, а на полсекунды улучшить рекорд трассы, установленный Кими Райкконеном в 2005 году в гоночном режиме: 1:31,540. Время Хэмилтона — 1:30.983.
И еще немного о Гран-при Японии
Что еще хочется отметить? Безусловно, высокий результат Алекса Элбона и Карлоса Сайнса. Несмотря на их существенное отставание от лидера (почти минута у первого и 69 секунд у второго), они стали единственными, кто сумел удержаться менее чем в круге от обитателей подиума. И если в начале года результаты Сайнса и Норриса были очень близки, то во второй половине сезона мы наблюдаем колоссальный скачок испанца вперед. Если после Гран-при Азербайджана Норрис опережал Сайнса в таблице результатов на три позиции (9-й и 12-й соответственно), то перед летними каникулами баланс изменился 7-10 в пользу испанца, а сейчас Карлос — шестой, а Ландо только 12-й. Похоже, британцу не хватает элементарного везения.
Неудачно закончилась гонка для Даниила Квята: он лишь 12-й, в то время как Пьер Гасли финишировал восьмым. После финиша Даниил рассказал, что на стартовой решетке у него возникли проблемы с коробкой передач, из-за чего он не смог нормально стартовать и потерял несколько позиций.
«Я чувствую, что сама гонка была сильной, и даже если мы и потеряли несколько позиций на старте, затем мы сумели хорошо отыграться. Мне стыдно, что я не сумел набрать очки, потому что темп был по-настоящему хороший», — написал гонщик в своем официальном аккаунте на Твиттере.
Антонио Джовинацци тоже не сумел опередить в гонке Кими Райкконена, хотя в квалификации стал 11-м: на две позиции выше Райкконена. Фредерик Вассер уже дал понять журналистам, что не спешит менять итальянского пилота на Нико Хюлькенберга. А это значит, что Халку все острее грозит остаться без места на следующий сезон.
На разборках после Сочи разоблачения команды Williams ее же пилотами оказались не закончены. В Японию английская команда привезла новый вариант переднего крыла, который оба гонщика протестировали в свободных практиках в пятницу. Как выяснилось, Кубица рассчитывал ехать с новинкой как квалификацию, так и саму гонку, однако крыло оказалось на машине Рассела.
«Перед началом уикенда на мою машину поставили другое переднее крыло. Оно не должно было дать прибавку к скорости, и Джордж был с ним даже медленнее, — цитирует Роберта сайт autosport.com.ru. — Однако моя машина внезапно поехала намного лучше. Утром воскресенья по непонятной причине команда вернула старое крыло, даже не спросив меня. Вряд ли такой выбор как-то связан с характеристиками трассы. Думаю, когда пилот говорит «впервые за долгое время я могу нормально управлять машиной и реально прибавляю», любая команда к нему прислушается. Я догадывался, что некоторые вещи происходят за моей спиной, но сегодняшний случай переходит все мыслимые границы».
Следующий Гран-при состоится 26-27 октября в Мексике на автодроме братьев Родригес
Результаты Гран При Японии 2019:
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) 1:30,983 (45-й круг, 229,770 км/ч)
Автор: Мария Мельникова