Гонка в Сочи традиционно закончилась победой Mercedes и поражением Ferrari, но в этот раз такой финал стал полной неожиданностью для болельщиков доминировавшей Scuderia. А вот Путин не приехал на Гран-при, чем очень расстроил Берни Экклстоуна.
Сезон Формулы 1 2019 преподносит зрителям и болельщикам один сюрприз за другим. Пожалуй, уже начиная со злополучной для Феттеля гонки в Канаде мы получили целую череду ярких и запоминающихся Гран-при, от которых уже давно отвыкли: сражения Леклера и Ферстаппена, затем противостояние Феттеля и Леклера, несколько неожиданных побед Red Bull, дождевую гонку в Хоккенхайме, когда все встало с ног на голову, бриллиантовую стратегию от Mercedes в Венгрии, первую и столь долгожданную победу Леклера в Спа, доминирование Ferrari в Сингапуре. И с этим букетом зрелищ подошли к Гран-при России. Подошли, надо сказать, с некоторой тоской — памятуя о всех предыдущих гонках в Сочи: «паровозики», отсутствие интересных атак и неожиданных финалов, а также тотальное лидерство Mercedes, которые ни разу никому не уступили победу. И вдруг!..
Да, Mercedes снова выиграли Гран-при России, финишировав победным дублем, но какая это была гонка! Все — от первой практики до финиша — было наполнено адреналином и яркими эмоциями, а финал стал полной неожиданностью — или проявлением невероятного везения Хэмилтона и Mercedes, кому как больше нравится.
Конечно, все основное внимание болельщиков в Сочи было приковано к Даниилу Квяту, а трибуны на «Автодроме Сочи» как и всегда пестрели плакатами с его именем, но для Квята домашний Гран-при традиционно стал одним из самых непростых, на этот раз по техническим причинам, и началось это еще в пятницу.
Уже в первой практике его поджидала новая в череде последних трех Гран-при проблема с силовой установкой, из-за чего Даниил пропустил почти всю сессию. В итоге ему поменяли двигатель, но в субботу в третьей практике мотор вновь отказал. Даниил был вынужден пропустить квалификацию, получил еще одну установку и стартовал 19-м с последнего ряда.
Однако в уже в начале гонки несколько собственных удачных атак, а также аварий и сходов в пелотоне, позволили ему подняться до 13-го места — и это несмотря на то, что он был единственным пилотом, стартовавшим на комплекте хард. Более того, на комплекте хард и менее быстрой машине он долгое время сдерживал Александра Элбона, стартовавшего позади него с питлейна и сумевшего обогнать его только на 25-м круге, а затем показал красивую борьбу с Пьером Гасли, стартовавшим 16-м. Своего напарника по команде Даниилу пришлось обгонять дважды, второй раз после пит-стопа, и на 37-м круге пилоты «схватились» не на шутку. Квят сумел обойти перед этим Пьера, но тот решил контратаковать, ошибся, не рассчитал скорость, вылетел глубоко во втором повороте и потерял еще одну позицию в пользу Кими Райкконена. В итоге Даниил Квят финишировал в гонке на две позиции выше него.
Интересно, что все четыре машины с моторами Honda получили в этот уикенд новые установки и стартовали со штрафами: следующий Гран-при состоится на автодроме Сузука, и японскому мотористу очень важно показать себя с лучшей стороны.
Еще одна ситуация произошла у Даниила ранее в этот уикенд. На домашнем Гран-при российский пилот хотел выступать в шлеме с новой раскраской, однако комиссия FIA запретила ему это делать, сославшись на официальный запрет менять дизайн шлема более одного раза за сезон. Да, формально они правы, так как Даниил уже менял дизайн шлема в Монце, но некоторые другие пилоты делали это неоднократно, и к ним не применялись после никакие наказания. В итоге Даниил решил использовать свой прошлый шлем, дабы не обострять ситуацию.
В отличие от предыдущего Гран-при Сингапура, среди топ-команд в Сочи все было не так однозначно. Уже во время первых практик Ferrari вновь продемонстрировали, насколько они быстры — «как космический корабль», по словам Льюиса Хэмилтона в одном из интервью. Было понятно, что Scuderia за последние несколько этапов прибавила настолько, что и в Сочи, на трассу, где Mercedes до этого были непобедимы, они приехали фаворитами. Бороться с ними напрямую было бесполезно, так что Mercedes заранее сделали ставку на другую тактику.
Во втором сегменте квалификации оба пилота Mercedes выехали на медиуме, чтобы на нем же и стартовать в гонке. Было понятно, что они планировали «пересидеть» Ferrari на пит-стопах, а затем во второй половине гонки на значительно более легких машинах переобуться в софт и получить преимущество.
В третьем сегменте, несмотря на то, что Хэмилтон собрал свой лучший круг, он сумел опередить только Себастьяна Феттеля, но не Шарля Леклера, который завоевал в Сочи свой четвертый подряд поул. Боттас показал пятое время, уступив Максу Ферстаппену. Но из-за того, что на его Red Bull, как и на остальных машинах Honda, была заменена силовая установка перед гонкой на японском Сузуки, Макс получил штраф в пять позиций и откатился назад, и Боттас стартовал четвертым.
Таким образом, первые четыре места в пелотоне распределились таким образом, что две Ferrari стартовали друг за другом по чистой стороне трассы, а два Mercedes — по грязной, да и еще на более жесткой резине.
Тото Вольфф рассказал, что в команде ожидали выезд машины безопасности во второй части гонки, выбрали состав резины медиум, чтобы иметь возможность как можно дольше сохранять шины, и их расчет оправдался.
Шинная тактика вообще сыграла важную роль в гонке. В этом году Pirelli изменили свой подход, и вместо самых мягких составов, как в прошлом году (гиперсофт, ультрасофт и софт), который Марио Изола назвал экстремальным подходом, привезли более жесткую резину С2, С3 и С4.
По словам Изолы, прошлогодний расчет на то, что быстрая деградация мягких составов вынудит команды провести по два пит-стопа, закончился тем, что в итоге гонщики берегли резину и ехали медленнее, чем могли.
После квалификации в Сочи Шарль Леклер заметил, что первая связка поворотов, и особенно затяжной третий, могут поставить под угрозу его преимущество, так как соперник будет иметь хороший бонус в виде возможного использования слипстрима. Поэтому в Ferrari решили подстраховаться и воспользоваться этой ситуацией самим, чтобы перехитрить Mercedes.
Еще перед гонкой они наметили определенную тактику на старте, когда Леклер разгоняет Феттеля, чтобы тот сумел обойти Mercedes Хэмилтона. Однако Себастьян успевает обогнать и своего напарника и вырывается на первое место. Следом за ним Хэмилтона едва не проходит Карлос Сайнс, стартовавший из третьего ряда позади Феттеля: Боттаса ему удается пройти уже на старте.
Хэмилтон, который в свою очередь рассчитывал воспользоваться слипстримом от машины Леклера, оказался «отжат» в том числе и атакой Карлоса Сайнса. Ему пришлось обороняться, испанца он «поставил на место» без труда, но в итоге оказался третьим. Однако почти сразу на трассу выходит автомобиль безопасности: в середине пелотона происходит тройное столкновение между Антонио Джовинацци, Ромэном Грожаном и Даниэлем Риккардо. В итоге Грожан оказывается в барьерах безопасности, у Риккардо пробито колесо и, как выясняется позже, серьезно повреждено днище, в результате чего он сойдет на 26-м круге, а итальянец продолжает гонку.
Автомобиль безопасности никак не помогает Mercedes на более жестких шинах, и после рестарта на четвертом круге Феттель вновь наращивает преимущество. А затем зритель оказывается втянут в неожиданную интригу: во время радиопереговоров Ferrari сообщают Леклеру, что «Себастьян пропустит тебя на этом круге». Последующий обмен репликами между обоими пилотами и капитанским мостиком сводится к тому, что пока ситуация останется прежней, дабы не потерять преимущество над Mercedes.
Вот дословный обмен репликами от Ferrari:
— Ferrari: we are looking into do the swap further into the race — мы предполагаем совершить размен позиций позже в гонке.
— Леклер: yeah, yeah, no problem, this I understand — да-да, никаких проблем, я это понимаю.
— Ferrari: and Sebastian will let you by next lap — Себастьян пропустит тебя на следующем круге
— Ferrari: let him by — (Себастьян), пропусти его
— Феттель: need to tell him to close up — вам надо сказать ему, чтобы он приблизился
— Леклер: you put me behind, I respected everything. We’ll speak later. But now it’s difficult to close the gap obviously — вы отправили меня назад, я уважал все ваши решения. Мы поговорим позже. Но сейчас очевидно сложно сократить отставание.
— Ferrari Феттелю: it’s time to close the gap, let him by. He’s 1?4 behind — сейчас пора сократить разрыв, дай ему проехать. Он в 1,4 секунды позади тебя.
— Ferrari Леклеру: charles we will do the swap a bit later on. Lewis is a bit close and we wanna push now. Just focus on the race. Thank you. — Шарль, мы сменим позиции чуть позже. Льюис слишком близко, и нам надо поднажать сейчас. Просто сфокусируйся на гонке, спасибо.
— Леклер: i completely understand. The only thing is I respected — I gave you slipstream. No problem. — Я все понимаю. Единственное — я проявил уважение и дал воспользоваться своим слипстримом…
— Ferrari: and you can push now… — ты можешь атаковать сейчас…
Обмена позициями между двумя Ferrari не происходит вплоть до 23-го круга, когда Леклер первым заезжает на пит-стоп. Такое впечатление, что Феттель сражается как минимум за свою карьеру, по большому счету наплевав на всю командную тактику и договоренности, как это уже было однажды шесть лет назад на Гран-при Малайзии. К моменту пит-стопа Леклера отрыв Феттеля от своего напарника составлял более четырех секунд, а от Хэмилтона — порядка 6,5 секунды. После пит-стопа Шарль возвращается на четвертой позиции позади Ferrari и двух Mercedes. Несмотря на то, что Себастьян жалуется на заднюю резину, его продолжают держать на трассе, и, как мы видим на специальной графике в телетрансляции, с каждым кругом вероятность его возвращения после пит-стопа впереди напарника очень быстро снижается. В итоге Феттелю проводят пит-стоп лишь на 26-м круге, когда, по всем расчетам, он вернется на трассу позади Леклера. Да и его пит-стоп длился на 0,4 секунды дольше.
Дальше, рассказывая о том, что происходило в этой части гонки до схода Феттеля, мы встаем на зыбкую почву допущений и вероятностей и опираемся на те объяснения, которые дали в Ferrari после финиша Гран-при.
По их словам, тактика Скудерии заключалась в том, чтобы занять сразу после старта две лидирующие позиции благодаря слипстриму, а затем вернуть места «согласно расписанию», и эта договоренности была достигнута между всеми участниками комбинации еще до старта гонки. Но то ли Феттель припомнил Леклеру «недоданный» слипстрим на квалификации в Монце, то ли Шарль и впрямь не мог его догнать, так как за период без разрешенной активации DRS Себастьян оторвался больше, чем на секунду. Но факт в том, что Себастьян играл в свою игру — и с учетом скорости обвинить его в этом сложно.
Поздний пит-стоп Феттеля Маттиа Бинотто объяснил тем, что они не хотели «обезглавливать» пелотон на случай выхода автомобиля безопасности, пока Шарль не догонит Mercedes настолько, чтобы те не смогли провести бесплатный пит-стоп. И в целом это объяснение тоже имеет смысл. Но получилось так, что через круг после своего долгожданного пит-стопа Себастьян, вернувшийся позади напарника, внезапно получает команду по радио остановить машину прямо там, где он находится: на третьем секторе, не доезжая до въезда на питлейн.
Феттель не может поверить своим ушам: «Вы серьезно?», но в команде неумолимы. Он останавливает машину, покидает ее и в ярости отправляется в боксы. Что же случилось? По словам Маттиа Бинотто, они получили информацию, что на машине № 5 нарушена изоляция (т. е. защита пилота от электрической составляющей двигателя), что подвергало опасности здоровье и жизнь Феттеля, и приняли решение не рисковать и немедленно остановиться. Однако в последующем интервью для СМИ руководитель гоночной команды Ferrari выглядит не слишком убедительно, сообщая, что они приняли такое решение, хотя обычно для гонщика в таких ситуациях риска не существует.
Остановив машину Себастьяна на трассе, Ferrari сами стали причиной того, чего так опасались: появления режима виртуальной машины безопасности и реальной потери позиции для Леклера. Оба Mercedes, воспользовавшись возможностью, моментально ныряют на пит-стоп и возвращаются на трассу впереди всего пелотона без потери позиций.
А следом за этим происходит и авария у Джорджа Рассела: из-за проблем с тормозами он вылетает с трассы в отбойники. Теперь на трек выходит уже реальный автомобиль безопасности, а вслед за Расселом Williams решает снять и Кубицу, так как в его машине тоже возникло подозрение на неисправность тормозов.
В этот момент Ferrari принимают интересное решение: девять кругов спустя Леклер вновь заезжает на пит-стоп, и теперь ему опять ставят софт — красные машины явно справляются на софте намного лучше, чем на медиуме.
Гонка возобновляется на 33-м круге, за 20 кругов до финиша, а на трассе остается всего 15 машин. Теперь перед Шарлем Леклером, находящимся в зоне DRS от Валттери Боттаса, стоит задача пройти хотя бы один Mercedes. А перед Боттасом, похоже, стоят сразу две задачи: защитить от Леклера не только свое место в чемпионате, но и стать тем буфером, который прикроет тылы Льюиса. Леклер предпринимает несколько атак, но Боттас удерживает позиции, а Ferrari явно не хватает того темпа, который они показывали в квалификации. Тем временем Хэмилтон уезжает все дальше и дальше, резина у Леклера «уходит» в попытках обгона, а прижимной силы явно не хватает в грязном воздухе позади финна. В результате единственная оставшаяся на трассе Ferrari финиширует на третьем месте — хотя все так хорошо начиналось! — а Mercedes зарабатывает очередной победный дубль, упрочив не только позицию в Кубке конструкторов, но и каждую из позиций в личном зачете. А Хэмилтон вдобавок к четвертой победе в Сочи еще и показывает лучшее время круга и зарабатывает максимально возможные 26 очков. Эта гонка приносит Льюису Хэмилтону новый абсолютный рекорд: лидирование в 143 гонках. У Михаэля Шумахера было 142, у Себастьяна Феттеля — 103, у Сенны и Проста 86 и 84 соответственно.
Неожиданные расклады в голове пелотона тем не менее не отвлекали и от происходящего в следующей его части. А там между собой сражались почти все остальные пилоты.
Совершенно невероятную гонку показал Александр Элбон, стартовавший с питлейна после своей аварии в первом сегменте квалификации и нарушения режима закрытого парка, когда порыв ветра отбросил его машину в барьеры безопасности. Застряв позади Даниила Квята в первой части гонки, он сумел совершить затем ряд блестящих обгонов и финишировать пятым позади Макса Ферстаппена: это был самый гигантский прорыв в российском Гран-при.
Нико Хюлькенберг, стартовавший шестым, сумел финишировать в десятке, но, к сожалению, Renault вновь уступили сразу двум McLaren: Карлос Сайнс финишировал шестым, став лучшим среди остального пелотона, а Ландо Норрис стал восьмым, уступив лишь Серхио Пересу. Если бы не штраф Кевина Магнуссена в пять секунд, полученный за преимущество при срезке трассы, он был бы девятым. Отрыв McLaren от Renault увеличился еще больше, и хотя французская команда сохраняет пока пятое место в Кубке конструкторов, шансов подняться в топ у них остается все меньше.
Неудачной стала гонка и для Кими Райкконена. Любимец российских зрителей сначала допустил фальстарт, за что был оштрафован проездом через питлейн, а затем и во время пит-стопа у него произошло досадное недоразумение, когда механики никак не могли вынуть домкрат из-под его машины. Закончилось все тем, что один из механиков даже упал, потеряв равновесие, но машину освободили. Это был самый долгий пит-стоп на Гран-при России.
Следующий Гран-при Формулы 1 состоится в Японии 12-13 октября на трассе Сузука.
Результаты гран при Сочи 2019:
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) 1:35.761 (51-й круг, 219,847 км/ч)
Фото автора и Formula1.com
Автор: Мария Мельникова