Scuderia Ferrari F1 Team. Выводы 2019 и работа над ошибками

Перед стартом прошлого сезона Ferrari, которые всегда были традиционно закрыты для прессы, вдруг решили изменить политику и сделать шаг навстречу журналистам. Они обещали стать более открытыми, объяснять и аргументировать свои действия, и, надо сказать, свои обещания сдержали.

Феррари

По окончании сезона-2019 они собрали представителей основных СМИ в недавно построенном Centro Stile — Дизайн-центре дорожных автомобилей Ferrari в Маранелло. На встречу приехали сразу оба высокопоставленных лица Ferrari — и генеральный директор Луи Камильери, и руководитель команды Маттиа Бинотто, которые в течение двух часов отвечали на все заданные вопросы. А вопросы были трудные и далеко не всегда дружелюбные, касавшиеся как неудач в прошедшем сезоне, так и внутрикомандной политики и отношений между пилотами.

Что-то пошло не так

Еще до начала прошлого сезона все говорило о том, что уж в этот-то раз Ferrari построили конкурентную машину и сумеют не просто догнать Mercedes, но и победить их в борьбе на трассе, а обоим противникам, включая Red Bull, придется очень и очень постараться, чтобы хоть что-то противопоставить Красным. Результаты предсезонных тестов только еще больше укрепили их в этой уверенности. Во время встречи с журналистами Маттиа Бинотто подтвердил: вся команда не сомневалась в успехе и превосходстве своих машин — до тех пор, пока не «грянула» Австралия.

Команда Феррари 2019

Первый Гран-при сезона в Мельбурне стал, по словам Бинотто, для Ferrari холодным душем — такое действие возымела на них победа Mercedes. Однако и после этого они все еще не рассматривали вариант, что в чем-то ошиблись с машиной. Тем более что последовавший за Мельбурном Бахрейн вполне мог принести победу Шарлю Леклеру — если бы не технические проблемы во второй половине гонки. Уже во втором своем Гран-при за команду молодой монегаск завоевал поул-позицию, Себ стал вторым и, казалось бы, перспективы у Ferrari самые радужные. Но сначала Феттель уступил Хэмилтону, а затем проблемы с двигателем вынудили и Леклера пропустить вперед оба Mercedes. Разобравшись с причинами отказа одного из цилиндров, Ferrari решили, что проблема исчерпана, у них все в порядке, а провал в Мельбурне стал просто неудачным стечением обстоятельств.

И сейчас, в конце сезона, Бинотто впервые открыто рассказал, что Скудерии потребовалось еще много времени, чтобы понять, что с машиной они опять промахнулись. «В Австралии были веские причины, по которым наша машина уступала соперникам: был сделан неправильный выбор с настройками системы охлаждения и управления энергоблоком», — сказал он.

Рука лицо

И лишь только проиграв несколько гонок подряд, с опозданием в пару месяцев команда признала, что в чем-то допустила ошибку, и начала выяснять, где и когда это произошло. По словам руководства Ferrari, у них никак не получалось «выявить слабые стороны и дать точную оценку эффективности машины, и это причиняло им особую боль».

От -80 до +100

Тем временем, пока Ferrari разбирались со своей машиной, Mercedes довольно легко выиграл почти все гонки до летних каникул – за исключением двух, да и эти две записали в свой актив Red Bull, а не Ferrari. Спорным моментом стала Канада — с отнятой судьями победой у Феттеля, но и там все было довольно тонко.

Впереди маячили летние каникулы, и Скудерия возлагала на них все свои надежды. За это время им предстояло проделать огромную работу и решить проблемы с нехваткой гоночного темпа и стабильности на торможении. Надо отдать им должное: когда они вернулись осенью в Бельгию, это была совсем другая машина — с улучшенной прижимной силой, усовершенствованными аэродинамическими решениями и другими найденными столь необходимыми настройками. Результат не заставил себя ждать: Бельгия — победа Ferrari (Леклер), Италия — победа Ferrari (и снова Леклер), Сингапур — первая после огромного перерыва победа Феттеля. Казалось, их уже не остановить…

Победы феррари

— Если вы сравните нашу скорость в поворотах в первой половине сезона, когда мы проигрывали соперникам по 0,6 секунды, со второй половиной сезона, то увидите, что мы смогли сократить отставание до 0,2 секунды, — сказал Маттиа Бинотто.

На протяжении всей гибридной эры Формулы 1 Ferrari предпринимали отчаянные попытки догнать Mercedes по мощности и производительности своей силовой установки, но только в этом году им это удалось сделать — да и не просто догнать, а даже существенно превзойти.

Леклерище

Бинотто считает, что если в 2014 году они уступали Mercedes в мощности порядка 80 л.с., то сейчас, наоборот, сумели их обогнать. «Теперь у нас есть небольшое преимущество по отношению к ним», — добавил он. По информации от инсайдеров, это «небольшое» преимущество составляло порядка 100 л.с.

Презумпция невиновности: вина Ferrari не доказана

На протяжении месяца после каникул Ferrari парили в небесах: они сделали лучшую машину в пелотоне и их окрыленные успехом пилоты буквально взлетали на подиумы. Но затем внезапно проблемы вернулись. Мало того что мощность и производительность машины опять упали, это еще и совпало с возникшими неприятными вопросами о легальности их автомобиля — особенно силовой установки.

Надо отдать должное Бинотто: он отчаянно отбивался от всех обвинений.

— Мы не производили никаких манипуляций с двигателем, особенно во второй части сезона, — сказал он. — Если бы мы это делали, это бы открылось при первой же проверке.

Техника феррари

На данный момент никакого «приговора» их машинам не вынесено, хотя шума и суеты вокруг поднималось немало. Похоже, самое активное участие в этом принимали Red Bull, сначала провоцируя различные проверки, а затем и соответствующе комментируя их результаты. А Макс Ферстаппен и вовсе перестарался со своими высказываниями. «Гонщик, который обвиняет Ferrari в мошенничестве, не может рассчитывать на то, чтобы когда-то присоединиться к нашей команде», — сказал в его адрес Маттиа Бинотто. Именно молодого голландца Скудерия считает виноватым в том, что его слова спровоцировали многочисленные проверки как со стороны FIA, так и со стороны FOM.

Мы помним, что именно победы на трех Гран-при после летних каникул, а также запросы со стороны Red Bull привели к тому, что FIA выпустила сразу несколько технических директив по поводу особенностей строения и функционирования топливной системы, вмешательства в работу топливных датчиков и других технических процессов. А в конце сезона FIA и вовсе изъяла у Ferrari некоторые компоненты топливной системы, включая топливопроводы от датчиков расхода до ДВС, вызывавшие максимальные подозрения — для проверки. Однако никаких разоблачений за этим не последовало.

Презумпция невиновности гласит, что человек или компания считаются невиновными, пока не доказано обратное, а в случае с Ferrari никому и ничего доказать не удалось. Да и было ли что доказывать?

Работа механиков

Бинотто настаивает, что работа над повышением производительности двигателя началась уже сразу после Австралии и в итоге вылилась в тот мощностной прирост, который проявился, начиная с Гран-при Бельгии. И именно эти попытки увеличения производительности машины и стали причиной технических сбоев, которые произошли сначала в Бахрейне, а затем и в Сочи. Было очевидно, что в обоих случаях Красная команда должна была победить, но из-за неполадок с машиной победа каждый раз уплывала в чужие руки.

Худшая стратегия? Это к Ferrari

Но не все связано только с техническими сложностями. Еще одной проблемой — и весьма серьезной — стала командная стратегия. Одним из самых ярких примеров стратегического поражения команды можно назвать Гран-при Монако.

Провал феррари

Коротко напомним — провал в Монако связан с глупейшей ситуацией, когда Шарля Леклера не выпустили на вторую попытку в первом сегменте квалификации, считая, что показанного времени окажется достаточно для прохода во второй сегмент, и он оказался «за бортом». Стартовав в итоге в гонке 16-м, он атаковал на пределе, столкнулся с Хюлькенбергом и был вынужден сойти. Благодаря штрафу Ферстаппена Себастьян Феттель поднялся на вторую строчку, но гонку в целом можно назвать поражением Ferrari: ведь именно благодаря собственной ошибке в квалификации они потеряли очевидные очки.

К сожалению, тут все просто: когда ты соревнуешься с Mercedes, то любая ошибка, особенно в стратегии, ведет к поражению. Командная стратегия и шинная тактика — аспекты функционирования команды, на которые Маттиа Бинотто считает необходимым обратить внимание в первую очередь.

Два болида это сила

— Мы полностью проверили все аспекты функционирования нашей команды и поняли, что добиваться улучшений нужно во всех направлениях, — сказал шеф Скудерии. — Над пит-стопами тоже придется поработать. Было много случаев, когда пит-стоп занимал у нас по шесть секунд, и для команды Ferrari это неприемлемо. Если мы хотим выиграть, то все в нашей команде должно быть идеально — от машины и пилотов до механиков и пит-стопов. И я считаю, что причина не в навыках или в самих людях, а в чем-то большем. И мы решим эти проблемы с помощью анализа ситуаций и последующих тренировок и практики.

Идеальные пилоты — это, конечно, еще одна серьезнейшая проблема Ferrari. С самого начала сезона Себастьян испытывал нервозность из-за прихода молодого, быстрого и очень амбициозного Шарля Леклера. То ли дело, когда пару Феттелю составлял флегматичный Райкконен!

Феттель и Леклер

И если в обычной обстановке Себастьян и Шарль общаются все еще вполне по-дружески, то на трассе ситуация явно накаляется. Бинотто охарактеризовал отношения между четырехкратным чемпионом Себастьяном Феттелем и восходящей звездой Ferrari Шарлем Леклером как «превосходные». Но со стороны они выглядят как минимум сложными, если не хуже.

Феттель и Леклер

В начале сезона Ferrari поддерживали Феттеля, отведя Леклеру роль второго плана и считая, что именно это поможет достигнуть команде максимального результата. Но затем, когда Леклер полностью адаптировался и, что называется, «вошел в силу», приоритеты Скудерии поменялись.

Похоже, Себастьян Феттель не просто добавил в этом году Ferrari головной боли, он возвел ее в приоритет. Да, Леклер совершил в прошедшем сезоне немало ошибок, но Феттель, куда как более опытный и с четырьмя титулами за спиной, наворотил дел еще больше. Тем не менее руководство команды продолжает сохранять свою веру в немецкого спортсмена, считая, что в его карьере все еще может измениться в лучшую сторону.

— Я часто говорил в этом сезоне, что мне очень повезло с моими пилотами, — сказал Бинотто. — Я совершенно в этом убежден. Просто нам с Себом нужно спокойно сесть и обсудить наше будущее. Мне важно понять его настроение и намерения, и насколько они соответствуют планам Ferrari.

— Дело не в его ошибках — они случаются у всех. Сейчас все зависит от того, как он видит себя и свое будущее в Ferrari, какой результат сможет выдавать и насколько сильна его мотивация. В том числе и от этого зависит состав команды Ferrari в 2021 году.

— Что касается меня, то это был далеко не лучший мой год, — сказал Себастьян Феттель. – Не настолько плохой, как это может показаться со стороны: мелочи — а их было немало — всегда усиливают негативное впечатление. Но я сам свой главный судья, и, если честно, я знаю, что мог бы добиться и большего. Так что на следующий год моя задача — сделать большой шаг вперед.

— Были гонки, где я сработал не так хорошо, как мог бы, например, Монца, — продолжил он. — Были Гран-при, где проблема была не только во мне — например, Канада. Где-то нам просто категорически не повезло — скажем, в России. Так что есть масса причин, по которым мы могли бы сработать и лучше.

Луи Камильери
Луи Камильери

— Соперничество с Леклером и отличные выступления монегаска несомненно оказали влияние на общее подавленное состояние Феттеля, — признался Луи Камильери.

Противостояние двух пилотов Ferrari достигло своего апогея в Бразилии, где между ними произошло столкновение, приведшее к сходу обоих. Камильери назвал это «кошмаром». Но такая развязка была очевидна: когда ты даешь двум сильным пилотам сражаться между собой, в подобном исходе нет ничего удивительного. Но для оптимиста Камильери, у которого «стакан всегда наполовину полон», решение проблемы соперничества Феттеля и Леклера сводится лишь к тому, чтобы ослабить напряжение между ними.

Омг

— Они очень уважают друг друга, — сказал он. — Но иногда нужно, чтобы случился определенный кризис, чтобы люди могли правильно расставить приоритеты. И я считаю, что после Бразилии они поняли, что больше всего в результате их столкновения пострадали не они сами, а команда. И если развивать эту мысль дальше, то, с одной стороны, это даст Маттиа отличные инструменты для управления ими, а с другой стороны, сделает их более восприимчивыми к нуждам команды, потому что они на самом деле поняли, насколько облажались.

Чтобы объяснить, почему у Леклера сейчас такое преимущество по сравнению с Феттелем, в команде объявили, что Шарль просто лучше понимает и справляется с той сложной машиной, которой пилотам приходится управлять в этом сезоне.

— В начале сезона Себастьян испытывал определенный дискомфорт при управлении машиной, особенно это касалось ее нестабильности при торможении, — сказал Бинотто. — А тот факт, что его напарник по команде оказался таким быстрым, добавило ему головной боли. Он оказался под серьезным давлением, но во второй половине сезона сумел с этим совладать. Что касается Леклера, то ему просто было легче справиться с машиной благодаря своему стилю пилотирования.

Леклер

Ferrari считают, что их будущее связано с Леклером. Камильери подтвердил, что с монегаском у них заключен «долгосрочный контракт». А Бинотто добавил: «Он провел невероятный сезон — и это всего лишь его первый год с Ferrari. И я сейчас подразумеваю не только его скорость на трассе, но и все остальные составляющие: от сотрудничества с инженерами до умения построить вокруг себя всю работу в команде».

Согласитесь, когда руководство команды, говоря о прошедшем сезоне, использует лексику вроде «кризис», «кошмар» и «холодный душ», становится понятно, что в коллективе не все в порядке. В этом году, как и предыдущие сезоны, Ferrari вновь не смогли завоевать Кубок конструкторов, а их пилоты — побороться за титул чемпиона мира. Хотя надо отдать им должное: в этом году они все же оказались к желаемому несколько ближе, чем во все предыдущие сезоны гибридной эры. Похоже, это знают и понимают в команде — ведь на этот раз вместо того, чтобы принимать поспешные и далеко не всегда верные решения по кадровым перестановкам, Камильери стал говорить о «стабильности» и «терпении».

Похоже, паника, охватывавшая раньше кабинеты Маранелло, понемногу уступает место осмыслению и спокойной, поступательной работе над ошибками. Да, ошибок еще много, работы будет еще больше, но хорошо, что лед все же тронулся, выводы сделаны, и сейчас руководство знаменитой команды пытается вновь сложить в картинку кусочки пазла, которые до этого были хаотично перемешаны.

Новая машина и новый сезон

В одном из своих интервью Себастьян Феттель рассказал, что новая машина, которую Ferrari задействуют в сезоне-2020, уже в значительной степени готова.

— Нам предстоит еще много работы, — сказал он, — но мы уже сейчас можем предположить, что нас ждет в следующем году. Все основное уже сделано.

Фетиль в ф1

Неудивительно, что Ferrari стали первыми, кто объявил дату презентации своей новой машины: 11 февраля. Для них крайне важно для начала оказаться первыми хотя бы в этом, а вопрос амбиций в автоспорте, как мы знаем, играет очень важную роль. Более того, в Красной команде надеются, что именно эта машина позволит им наконец стать чемпионами — по прошествии более чем десяти лет с момента их последнего титула.

У них есть для этого определенные основания. С одной стороны, они обладают на данный момент самым мощным и производительным двигателем в пелотоне, с другой — Шарль Леклер в прошедшем сезоне сумел взять больше всех поул-позиций.

Феррари и леклер

Бинотто объяснил, что Ferrari решили изменить свою стратегию касательно запуска новой машины. Сейчас они стараются представить автомобиль максимально рано, дабы иметь больше времени на тесты и дальнейшие ее доработки.

— Я думаю, в этом году мы станем первыми, кто презентует новый автомобиль. Причина в том, что нам нужно будет после этого успеть провести несколько динамических омологаций и пройти дальнейшую интенсивную программу тестов, прежде чем мы будем готовы отправиться в Барселону.

В наступающем году предсезонная программа тестов для команд сокращена на два дня. Первая часть тестов состоится с 19 по 21 февраля, а вторая — с 26 по 28 февраля.

В обзоре использованы материалы портала Formula1.com

АвторМария Мельникова

Похожие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *