Нико Хюлькенберг, которого мы любим, о своей карьере, прошлом, будущем и Формуле 1.
У этого мальчика невероятный талант, — сказал в свое время про Нико Хюлькенберга его менеджер в одной из младших серий. И в самом деле — все, кто был знаком с юным Халком, как его называют фанаты по всему миру, был уверен, что его ждет блестящая карьера в автоспорте и в Формуле 1. И в целом причин для таких выводов была масса: Хюлькенберг на своем пути в Формулу 1 выиграл титулы в Formula BMW ADAC, A1GP, Formula 3 Euro Series и GP2. А затем закономерно оказался в Королеве автоспорта — прежде чем покинуть ее в этом сезоне: спустя десять лет (если точнее — девять боевых и один год в качестве тест-пилота), 177 стартов, один поул и ноль подиумов или побед. Тем не менее по всему миру у него огромная толпа поклонников, а в гоночных командах его считают стабильным и быстрым пилотом.
«Я стал мечтать о Формуле 1, когда мне было семь лет, и, если бы мне кто-то сказал тогда, что я буду выступать в ней на протяжении десяти лет, я бы сказал, что этот человек сошел с ума, но мне бы понравилась такая перспектива. У меня все хорошо, я всем доволен. Я считаю, что провел десять отличных лет, был надежным и стабильным гонщиком, хоть и не выступал в топ-командах. Мне нечего стесняться», — сказал в своем интервью Formula1.com Нико Хюлькенберг.
В сезонах 2013–2018 он по итогам всегда финишировал в первой десятке, а лучшим результатом стало седьмое место в личном зачете в 2018 году — его второй сезон с командой Renault. Свой первый поул он взял в свой дебютный сезон (2010) в Формуле 1, выступая за команду Williams, и, вероятно, мог бы одержать победу в 2012-м в Бразилии вместе с Force India, если бы автомобиль безопасности не смешал все карты и не лишил его лидерства, которое длилось на протяжении 50 кругов.
— Возможно, победа в той гонке повернула бы мою карьеру совсем в другую сторону, — вспоминал Хюлькенберг в своих недавних интервью.
Не тот рекорд…
Не такого рекорда — 177 Гран-при без единого подиума — ожидали от Хюлькенберга в начале его карьеры, но именно этим он и стал известен.
— Я не тот человек, который говорит: «Я мог бы, я хотел бы, я должен был… — говорит Нико в одном из своих интервью. — Это случилось, значит, случилось. И это должно быть хорошим уроком. В какой-то момент нужно просто перелистнуть страницу, двигаться дальше и стараться в следующий раз сделать лучше. Конечно, у меня в карьере были ситуации, когда я принимал неверное решение, и сейчас постфактум я понимаю, что надо было поступить иначе. Но в целом я счастлив. Я не чувствую горечи. Да, мне хотелось бы иметь за плечами пару подиумов и побед, но мне ни разу не удалось оказаться за рулем топ-машины. К тому же каждый раз, как мне выпадал шанс побороться за подиум, что-то всегда этому мешало.
Еще пару лет назад каждый раз при упоминании карьеры без подиумов Хюлькенберг страшно раздражался, но со временем и опытом ему удалось это принять:
— И да и нет, — отвечает он на вопрос, причиняло ли это ему боль. — Но в большей степени нет, потому что я понимаю, почему это произошло. Мне хотелось бы, чтобы это было не так, но сделать уже вряд ли что-то возможно. По крайней мере, у меня есть хоть какой-то рекорд. Хочу я этого или нет, но мне приходится с этим жить.
Потерянные шансы
В 2009 году Нико Хюлькенберг с блеском выигрывает свой дебютный сезон в серии GP2, набрав 100 очков и на 25 очков опередив своего ближайшего конкурента Виталия Петрова. В 2007-м Нико уже стал тест-пилотом Formula 1 в команде Williams: на тестах даже сумел опередить по темпу боевого пилота Williams Казуки Накадзиму и был всего на 0,4 секунды медленнее Нико Росберга. Поэтому 2 ноября 2009 года подписал контракт с Williams на следующий год: он получал место Нико Росберга, переходившего в команду Mercedes, а напарником Халка становился Рубенс Баррикелло.
Первый сезон оказался не слишком удачным для молодого немецкого гонщика — несмотря на довольно стабильные результаты во второй половине сезона и даже поул-позицию на Гран-при Бразилии, первую для Williams за пять лет. Однако уже на следующий год Халк остается без места в основном составе: Williams традиционно отдали предпочтение тому, у кого было больше денег, — Пастору Малдонадо.
В 2012 году Хюлькенберг возвращается в Формулу 1, сумев впечатлить Force India и Виджея Малью, у которого проработал тест-пилотом весь предыдущий сезон. Сейчас, вспоминая тот свой период карьеры, Хюлькенберг говорит в интервью Мартину Брандлу, что «когда ты молод, работа тест-пилотом — правильное и очевидное занятие. Но сделать это, когда за плечами целая карьера, довольно сложно. Не думаю, что для меня это подходящая роль».
И вот судьба подкидывает ему в 2012-м первый реальный шанс: Гран-при Бельгии, старт и грандиозный замес, который устраивает Ромэн Грожан. Благодаря этому Нико прорывается в тройку лидеров и более половины гонки удерживает эту позицию, но в итоге уступает Райкконену и Феттелю и оказывается в шаге от подиума: только четвертый.
Второй шанс предоставляется в этом же сезоне — в последней гонке в Бразилии. Рискнув остаться на сликах в дождевых условиях, Хюлькенберг даже выходит в лидеры, обогнав Баттона, но из-за собственных ошибок теряет место за местом и финиширует только пятым.
На сезон-2013 Хюлькенберг подписывает контракт с Sauber. Сейчас он уже признает, что, возможно, поторопился сделать это. «Когда подписываешь контракт за полгода, многое может потом измениться, — говорит он. — Этот трансфер был далеко не лучшим моим решением».
Тем не менее именно выступление в Sauber поднимает его в Топ-10 пилотов по итогам года, так что в целом этот шанс можно было бы считать реализованным.
В 2014 году Халк вновь возвращается в Force India, и команда в тот сезон была невероятно сильна — но не настолько, увы, чтобы постоянно сражаться за подиумы. Пилоты Force India тогда лишь раз сумели оказаться в тройке лучших, и у Халка, сражавшегося за бронзу с Пересом, вновь сдали нервы. Опять ошибка, и опять только пятый.
В 2016-м — снова в Бельгии — судьба подкидывает ему очередной шанс: его соперники выбывают из борьбы один за другим уже на старте гонки. Сначала Хэмилтон откатывается в конец пелотона благодаря штрафу, затем две Ferrari и Red Bull сходят в первом повороте, второй Red Bull тоже поврежден, так что Хюлькенберг моментально оказывается вторым. Но затем ситуация понемногу меняется, и вновь немецкий пилот остается в шаге от подиума: четвертый.
Переход в 2017-м в Renault — заводскую команду — обещает заманчивые перспективы, но результаты пока оставляют желать лучшего. Единственный шанс на подиум был у Нико на Гран-при Сингапура — опять же после дежавю аварии двух Ferrari и Ферстаппена на старте. Но противостоять Боттасу у пилота на Renault шансов не было, а затем и вовсе случился технический сход.
Последним — будем честны — шансом подняться на подиум стал Гран-при Германии этого года, один из самых сумасшедших и непредсказуемых, и вновь, как и раньше в дождевых гонках, у Хюлькенберга появляется отличная возможность завоевать награду: некоторое время он удерживает вторую позицию, потом откатывается назад, но все еще сохраняет шансы, пока не вылетает в барьеры.
— Это было очень обидно. В течение нескольких недель я пытался переварить то, что произошло, — прокомментировал он. — Мне было трудно принять, как закончилась для меня эта гонка. Но в какой-то момент приходится стать реалистом. Момент прошел, и надо двигаться дальше. Из таких состояний нужно выбираться.
Нико и Renault
В 2017 году руководитель Renault F1 Team Сирил Абитбуль пригласил Нико Хюлькенберга стать частью гоночного коллектива французской заводской команды. А совсем недавно он заявил, что Хюлькенберг сыграл «важную роль в прогрессе команды, которая в предыдущем сезоне сумела занять четвертое место в Кубке конструкторов и стать лучшей среди остальных команд.
2019 год стал, по словам Абитбуля, намного тяжелее — с учетом того, что французы уступили команде McLaren, которая использовала их же силовые установки. А Нико Хюлькенберг, который в первые два своих сезона сумел обойти и Джолиона Палмера, и Карлоса Сайнса, в этот раз уступил Даниэлю Риккардо. Его 14-е место в личном зачете стало худшим за все последние годы. Такой же результат он показал в команде Williams в свой первый сезон в Формуле 1.
— Мы тяжело работали, мы смогли добиться некоторых успехов, а 2017 год стал годом больших побед. Затем стало сложнее, а в 2019-м прогресс был почти незаметен. Это был трудный год, но в этом и заключается вся Формула 1. Так или иначе, но я считаю, что был полезен команде, я всегда выкладывался по полной, я смог заработать какое-то количество очков, работал на команду и делал свою работу насколько мог хорошо, — поделился своим мнением Нико Хюлькенберг. Но при этом гонщик признает, что и у него случались разные периоды — когда-то ему не хватало темпа, когда-то ему не удавалось извлечь из машины все возможное.
— Весь год у нас взлеты чередовались с падениями. Казалось бы — вдруг появляются все признаки того, что мы сумели понять и настроить машину, показать конкурентные времена и высокие результаты — и вдруг опять все рушится. Были и технические проблемы, которые обходились нам слишком дорого. Порой не удавалось найти нужный баланс, порой что-то еще, а в итоге — проблемы с попаданием в результаты и итоговыми очками.
— Не могу сказать, что я на 100% доволен тем, как работал в этом году. Я тоже совершил довольно много ошибок и не всегда мог выжать все из машины и ситуации. Но в этом и есть прелесть Формулы 1: ты постоянно принимаешь вызов.
«Я жду свободы, но не ухожу на пенсию»
— Часть меня с нетерпением ожидает новой жизни и большей свободы вне Формулы 1. Ведь это будет означать, что я могу делать что хочу и когда хочу. Теперь я могу потратить пару месяцев, чтобы просто отключиться от всего происходящего, оглянуться назад, проверить, куда меня могут привести мои интересы, понять, что меня еще может «зацепить», и затем оценить все возможности, что меня ожидают. На самом деле эта неуверенность очень возбуждает, и мне кажется, что перерыв вполне может пойти мне на пользу.
— Вполне возможно, что какое-то время я не буду участвовать в гонках. Честно говоря, сейчас я не знаю, что будет дальше. Мне не хочется спешить и соглашаться на любое предложение, лишь бы продолжать выступления. Нет, я жду чего-то, что мне будет действительно нравиться, некий вызов, который станет для меня особенным. Но сейчас у меня нет ответа, что же это может быть.
А вот Даниэль Риккардо не сомневается, что у Хюлькенберга достаточно таланта, чтобы вновь вернуться в Формулу 1 — скажем, через сезон — или перейти в любую другую серию, какая ему понравится. Мы помним, что Халк отказался от предложения выступать в «Индикаре» и в Формуле Е и высмеял в свое время слухи, будто он может перейти в DTM. В отличие от того же Роберта Кубицы, он не видит необходимости хвататься за любую соломинку, чтобы остаться в гонках. А среди всех серий отметил, что больше всего ценит именно автомобили с открытыми колесами.
— Я определенно фанат гонок на машинах с открытыми колесами, и 2020 год будет для меня настоящим испытанием, потому что вся моя жизнь была посвящена гонкам, а теперь этого не будет. Шоковый контраст. Особенно сильно мне предстоит это почувствовать в следующем году, когда я буду по телевизору смотреть первую гонку сезона.
— Но я не ухожу на пенсию. Есть другие гоночные серии. Мне звонили из разных гоночных серий и от разных гоночных команд, но в настоящий момент ничего не происходит. Я так ничего еще не подписал и не планирую это делать в ближайшем обозримом будущем…
— Могу сказать только одно: альтернативы Формуле 1 не существует. Формула 1 — это вершина автоспорта. И нельзя сказать, что я буду выступать где-то еще, потому что там лучшие пилоты, инженеры и команды. Но это не значит, что мне не может быть интересно. Тем не менее я был бы рад, если бы мне удалось проехать на машине 2021 года. Но я не уверен, получится ли.
В материале использованы фотографии и фрагменты интервью Нико Хюлькенберга ресурсу Formula1.com
Автор: Мария Мельникова