
Слухи о том, что Mercedes не слишком горят желанием подписывать этот документ, разнеслись довольно быстро. Впрочем, это и неудивительно: Договор согласия регулирует различные положения существования и функционирования Формулы 1, в том числе и схему распределения призовых выплат для команд по итогам сезона. Эта схема зависит от многих показателей, в том числе и от места в Кубке конструкторов, но также принимает во внимание успехи команды в предыдущие годы, продолжительность ее присутствия в серии и даже историческое наследие.
Чем был недоволен Тото Вольфф?
В этот раз схема немного изменилась: было принято общее решение создать новую, более современную и справедливую (т. е. более равную) систему распределения доходов между командами. И в итоге выяснилось, что наименьшее преимущество получит Mercedes, который доминирует в Формуле 1 с 2014 года. Это вызвало недовольство руководителя команды Тото Вольффа, и во время двойного этапа в Великобритании он заявил, что не готов подписать договор в том виде, в котором его сейчас предлагают.

Не было уверенности в необходимости подписания договора и у Джина Хааса, владельца одноименной команды. Правда, в его случае колебания были связаны с тем, что у него имелись определенные сомнения относительно целесообразности продолжения участия в этой серии.
Так или иначе, но не прекращавшиеся все это время переговоры привели к тому, что в итоге все десять команд подписали договор. Хаас принял решение продолжить выступления в Формуле 1, а вот Mercedes получили некоторую отсрочку, которая, похоже, их удовлетворила: новый договор, который будет действовать на протяжении пяти лет, приобрел дополнительную опцию, по которой любая команда может ежегодно подтверждать или нет свои намерения продолжить выступления в серии.
Так что теперь в случае, если недовольство Mercedes схемой распределения прибыли либо чем-то еще сохранится и через год и немецкий концерн вдруг решит покинуть Формулу 1 или по какой-то причине продать команду — они смогут это сделать безо всяких проблем. На этих условиях командой-лидером и был в итоге подписан договор.
Интересно, что пару раз до этого команда, первой подписавшая Договор согласия, получала дополнительные призовые. Так, например, известно, что в 2017 году Red Bull получили за это 35 млн долларов. Будет ли вознаграждение в этом году, неизвестно, но первой новое соглашение подписала команда Mclaren, вторыми стали Ferrari, а третьими в тот же день, вторник, 18 августа свое согласие выразили в Williams. В итоге на следующий день и оставшиеся семь команд поставили свои подписи под новым договором.
Что такое Договор согласия?
У этого документа очень интересная история. Впервые он был подписан в 1981 году и, по сути, стал именно тем соглашением, которое и положило начало современной гоночной серии под названием Формула 1: ведь до того момента чемпионат происходил в виде набора определенных гонок, которые подбирала для себя каждая отдельная команда, а организаторами соревнований являлись непосредственно сами автодромы или их представители.
Идея объединить все гонки, проходящие по техническим требованиям Формулы 1, и создать на их базе единый чемпионат, упразднив существовавшие до тех пор World Drivers Championship и International Cup for F1 Constructors, принадлежала президенту спортивной комиссии FIA Жану-Мари Балестру. Произошло это в 1980 году.
Интересно, что сделан этот шаг был в том числе и для того, чтобы по возможности отодвинуть от распределения доходов и вмешательства в дела Формулы 1 одного из гениальнейших менеджеров и коммерсантов нашего времени Берни Экклстоуна, который видел в чемпионате свой прямой коммерческий интерес.
В 70-е годы прошлого века Экклстоун руководил Ассоциацией конструкторов Формулы 1 (FOCA), и в сфере его непосредственных интересов лежал рост прибыли команд-конструкторов за счет увеличения объема призовых выплат, получаемых ими по итогам Гран-при. Прибыль получала и FOCA, и ее руководитель. Шаг, предпринятый Балестром, стал настолько кардинальным, что FOCA и сами команды оказались буквально ни с чем. Разъяренные возникшей ситуацией, они решили объявить бойкот FIA и провести собственный чемпионат. Однако возникшее противостояние отрицательно влияло на все, происходившее в чемпионате, и на благополучие самих команд. И тогда все стороны согласились выработать общий документ, который бы расставил точки над «и» и позволил бы проводить полноценный, интересный и выгодный всем чемпионат Формула 1.

В роли миротворца и посредника при поиске сторонами компромисса и выработке соглашения выступил не кто иной, как Энцо Феррари, который фактически усадил за стол переговоров Берни Экклстоуна и Жана-Мари Балестру. В итоге 11 марта 1981 года в Париже, на площади Согласия, был подписан первый договор, не только распределявший обязанности сторон, но и официально деливший между ними все доходы и прибыль. По названию места свое имя получил и договор, и пусть вас не смущает, что на других языках он называется Concorde Agreement: ведь именно так и звучит название площади — Place de la Concorde
После подписания все остались довольны: свою часть доходов получали все команды (а Ferrari и дополнительные бонусы за действия Энцо Феррари), FOCA (которая получила официальное право заниматься коммерческой деятельностью) и FISA, на чьи плечи легла организация гонок, составление технических и спортивных регламентов, а также прочие орг.вопросы.
С тех пор каждые пять лет стороны-участницы Договора согласия работают над совершенствованием его пунктов с тем, чтобы они точнее соответствовали современным условиям проведения Формулы 1 и оптимально представляли интересы команд и организаций. Процесс этот никогда не бывает легким, и на протяжении всей истории чемпионата возникали определенные казусы, приводившие к разной тяжести последствиям. Так, например, разразившийся во время действия четвертого договора скандал, связанный с не всегда прозрачными и корректными схемами работы Экклстоуна, привел к пересмотру схем выплат призового фонда. А некоторые команды продолжали участвовать в чемпионате, не подписывая договор и не получая призовые.
Следующие редакции этого же договора помогали командам отстаивать свои интересы в тех случаях, если FIA планировала ввести непопулярные или вредные изменения в технический или спортивный регламенты.
Последняя, седьмая редакция Договора согласия, срок которой истекает в конце 2020 года, действовала дольше всего. Она была подписана всеми командами только весной 2013 года, хотя обсуждения начались более чем за год до этого момента. Новый договор повысил долю команд в распределении доходов, сохранил 2,5% бонус Ferrari и позволил любой команде покинуть чемпионат в том случае, если ее коммерческие интересы не будут удовлетворены. Интересно, что в его условиях была также прописана возможность для команд выводить на старт сразу три машины — в том случае, если количество команд уменьшится.

Современный договор по своей сути является коммерческим контрактом между Формулой 1, управляющим органом FIA и командами-участницами, который определяет схему распределения призовых денег и доходов от коммерческих трансляций. Помимо этого команды, подписывая Договор согласия, подтверждают, что готовы принять новые технические и спортивные правила чемпионата, которые вступят в силу с 2022 года. Интересно, что сейчас, в отличие от предыдущих лет, команда не имеет права участвовать в Формуле 1, если не подпишет этот договор.
Основной задачей, поставленной перед всем чемпионатом в целом, стали сокращение расходов, снижение уровня бюджетов, уменьшение финансового неравенства между командами, а также увеличение эффективности машин на треке, что в итоге должно привести к повышению зрелищности соревнований и привлечению новых зрителей.
Но в итоге интерес у всех, конечно же, один: рост все тех же доходов FIA, владельцев Формулы 1 Liberty Media и, естественно, самих команд. Так что нет ничего удивительного в том, что Mercedes все же подписали новый Договор согласия.
Источник: Drom.ru